2 мая 2023 г.
При анализе любой отрасли в мире проглядывается одна общая тенденция — все больший акцент делается на цифровую трансформацию. Не каждый бизнес готов к изменениям, а степень зрелости носит мозаичный характер, но цифровая трансформация становится ключевым фактором при оптимизации бизнес-операций. Она позволяет компаниям радикально изменить свои операционные модели для достижения успешных бизнес-результатов и конкурентного преимущества на рынке.
Преимущества роботизации в процессе цифровизации бизнеса
По версии IBM, трансформация даёт возможность сосредоточиться на «изменении ценностных предложений для клиентов и преобразовании операционных моделей с использованием цифровых технологий для более тесного взаимодействия с клиентами и совместной работы». В связи с этим автоматизация процессов с помощью RPA является мощным инструментом для поддержки цифровой трансформации. Благодаря простоте внедрения и эксплуатации она позволяет предприятиям в сжатые сроки начать использовать преимущества технологии без необходимости проведения длительных и сложных проектов.
1. Повышение продуктивности и эффективности предприятий
Многие лидеры осознают, что цифровые технологии быстро трансформируют отрасли и могут значительно улучшить продуктивность и охват предприятий. В таком случае RPA используется для автоматизации трудоёмких операций бэк-офиса в различных отраслях. Это меняет способы работы организаций и уровень их реакции практически на всех этапах создания стоимости. Кроме того, благодаря аналитическим возможностям больших данных, предоставляемых RPA, компании получают знания о своих бизнес-моделях и производительности рабочих процессов, что позволяет адаптировать процессы для увеличения эффективности, упрощая и ускоряя цифровую трансформацию компаний.
2. Обеспечение кибербезопасности ИТ-систем
Цифровые сотрудники используются и для проверки кибербезопасности ИТ-систем предприятия. Они обучаются специальным алгоритмам взаимодействия с системами, выявляя тонкие места ИТ-ландшафта. Чаще всего программных роботов обучают имитировать действия сотрудников, начиная от простых кликов, задач копирования и вставки и заканчивая более сложными рабочими процессами и действиями, такими как выставление счетов. Выполняя задачи так же, как это делал бы сотрудник-человек, RPA может работать с внешним ландшафтом компании: устаревшими системами, ERP и т. д., без необходимости реструктуризации или реинжиниринга существующих платформ, что позволяет выполнять внедрение в течение нескольких дней или недель.
3. Возможность работы через API
Кроме того, робот может работать через API. Такая интеграция уместна при созревании области компетенций внутри бизнеса, при становлении нового бизнеса или расширении текущего, исключая наём новых сотрудников. В этом случае программный робот встраивается в ИТ-ландшафт предприятия. Для такой интеграции следует проводить качественную аналитику и с особой точностью рассчитывать экономическую ценность от внедрения.
Экспертное мнение
По нашим исследованиям, полная замена человека цифровым сотрудником бывает неэффективна. Частичная роботизация, освобождение от рутины, которая может составлять у офисных сотрудников до 80% рабочего времени, и последующая переориентация на стратегические задачи за счет освобожденного времени приносит более комплексный положительный эффект бизнесу. Будь то обработка первички, по-прежнему зависящая от бумажных документов, или банк, пытающийся справиться с большими объемами транзакций. RPA облегчает решение проблемы, забирая рутину на себя и поддерживая цифровую трансформацию. Преобразование, созданное RPA, не только даёт организациям возможность сосредоточиться на собственных операциях, но и дает возможность им улучшать предложения и услуги. Эффективность, совместимость и адаптируемость, обеспечиваемые RPA, позволяют сделать упор на решение задач, связанных с созданием ценности для бизнеса и привлечением клиентов, что помогает проводить дальнейшую трансформацию и совершенствование бизнес-процессов.
Проблемы, возникающие при использовании роботизации в процессе цифровой трансформации
При использовании RPA существует ряд проблем, с которыми ещё предстоит справиться. Прежде всего препятствия возникают при обновлении ПО. В связи с гиперболическим развитием направления, ориентацией на изменение внешней среды и амортизацией на влияние вредных воздействий обновления выходят довольно часто, хотя вендоры и пытаются сократить их количество. Компаниям, в которых внедрены десятки, а то и сотни роботов, при выходе новых релизов приходится обновлять весь парк, а это ставит на паузу бизнес-процесс, нанося существенные убытки. В этих случаях создаются специальные цифровые сотрудники, которые обновляют всех роботов до актуальных версий и следят за релизами. Но в полной мере решить проблему не удаётся, имеет место незначительный простой. Наряду с этим существуют трудности с функциями компьютерного зрения. Распознавание сканов нетривиальных документов вызывает сложности у роботов и не обходится без помощи человека. Ключевые вендоры активно пытаются преодолеть эти трудности, направляя всё больше ресурсов для их решения. По прогнозам ключевых разработчиков, для полного искоренения проблем потребуются не меньше года.
Вывод
Несмотря на это, во многих отношениях RPA доказывает, что является средством, с помощью которого цифровая трансформация может быть достигнута в любой отрасли.
Источник: Максим Черников, ведущий эксперт направления RPA РДТЕХ