12 мая 2023 г.
Казалось бы, парадокс: объём сохраняемых человечеством (на всевозможных носителях) данных непрерывно растёт, тогда как продажи магнитных жёстких дисков (HDD) столь же неуклонно снижаются. На деле это означает, что более современная технология хранения — полупроводниковые накопители на основе флэш-памяти NAND — по своим рабочим характеристикам, включая среднерыночную цену за условный 1 Тбайт доступного пространства, становятся всё более привлекательными. И, судя по всему, недалёк тот час, когда от HDD заказчики начнут отказываться уже в массовом порядке. По крайней мере, на условном Западе.
Нужно больше места
По оценке, приводимой порталом Statista, рост объёма цифровых данных на планете (включая созданные людьми с применением цифровой техники, захваченные видеокамерами и микрофонами, скопированные в ходе резервирования и т. п.) за последние полтора десятилетия — практически экспоненциальный. Если в 2012 г. таких данных насчитывалось 6,5 Збайт (1 зеттабайт = 1 млрд Тбайт), то в
Где-то всё это громадьё необходимо хранить, и до самого последнего времени магнитные жёсткие диски — с их внушительными объёмами, доходящими уже до 24 Тбайт, а в перспективе и более, и привлекательно невысокой стоимостью единицы ёмкости — представлялись едва ли не идеальной средой для такого хранения. Да, запись на магнитную ленту обходится (опять же, удельно — в пересчёте на 1 Тбайт данных) ещё дешевле, но по скорости поиска нужного фрагмента данных и доступа к нему лента бесспорно проигрывает HDD. Тем не менее, в архивных приложениях корпоративного и государственного уровня ей по-прежнему нет равных.
И всё же неумолимая статистика свидетельствует: спрос на магнитные жёсткие диски уже довольно долго в лучшем случае стагнирует, а чаще — постепенно снижается. По данным Trendfocus, за I кв. 2023 г. в мире было отгружено не более 34,9 млн HDD, что примерно на 6% меньше, чем за квартал до того, и на целых 35% меньше, чем за те же месяцы 2022 г. Безусловно, размер в данном случае имеет важнейшее значение: по наблюдениям аналитиков той же Trendfocus, хотя с 2010 г. количество глобальных поставок жёстких дисков (в штуках) поступательно сокращается, их суммарный объём (в байтах) столь же уверенно растёт. Правда, растёт он практически линейно — т. е. с заведомым отставанием от экспоненциального темпа накопления сохраняемой человечеством информации.
Ещё в начале 2021 г. аналитики из Wikibon предсказывали, что не далее как в
Нужно меньше дисков
Аналитики уверяли, что объёмы отгружаемых в канал HDD сократятся к концу
Ещё одно важное соображение: путь совершенствования памяти NAND, можно сказать, прямолинеен и безыскусен, — надо всего лишь применять всё более миниатюрные техпроцессы для выращивания полупроводниковых микросхем и укладывать один на другой всё больше слоёв с ячейками памяти в каждой такой микросхеме. На этом пути есть, разумеется, немало технических преград, но способы их преодоления достаточно очевидны. Дальнейшее же (за пределами 24 Тбайт на один
Судя по реакции рынка, двухлетней давности предсказания Wikibon постепенно начинают сбываться. Шон Розмарин (Shawn Rosemarin), вице-президент Pure Storage, одного из крупнейших вендоров СХД в мире, заявил недавно, что после 2028 г. компания не намерена поставлять системы хранения, укомплектованные HDD, — поскольку магнитные диски более энергоёмки, чем полупроводниковые накопители, а удельные цены за 1 Тбайт доступного пространства на тех и других всё ощутимее сближаются. По оценке Розмарина, 3% всего глобального энергопотребления сегодня приходится на дата-центры; из этого объёма около трети — на собственно системы хранения, причём не менее 80% — на поддержание вращения магнитных пластин размещённых в этих СХД дисков.
Для российского канала это означает — если ставшиеся в мире три вендора HDD не примутся сворачивать производство с той же скоростью, с которой будет падать спрос в странах «первого мира», — рост доступности магнитных дисковых накопителей на глобальном рынке. Более того, поступательное снижение удельной цены за единицу объёма SSD — тоже благая весть; даже сама по себе, без привязки к вероятному снижению мирового спроса на HDD.
Особенно с учётом того, что цены на электроэнергию в России по понятным причинам продолжат оставаться куда более щадящими, чем в не имеющей больше доступа к дешёвым энергоносителям Европе. Да и в США — где, к слову, президент Байден только что потребовал от энергетической отрасли страны резко сократить выбросы двуокиси углерода, что обернётся для энергетиков необходимостью устанавливать на своих станциях дорогостоящее оборудование по улавливанию парниковых газов, а затем перекладывать сопряжённые с этим затраты на потребителей. На этом фоне относительно высокая стоимость единицы хранения данных уже не выглядит главным сдерживающим фактором для развития рынка SSD: всё преимущество, которое имеют здесь HDD, будут скрадывать затраты на электроэнергию.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News