2 июня 2023 г.
АПКИТ направила в Госдуму предложения по корректировке законопроекта, определяющего порядок включения в Реестр отечественного ПО — ФЗ №
Вместе с тем в письме выражена обеспокоенность инициативой предоставить возможность включения в Реестр программного обеспечения, разрабатываемого государственными корпорациями, российскими некоммерческими и коммерческими организациями и не предназначенного для реализации иным третьим лицам.
Письмо было направлено на имя Председателя комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александра Хинштейна и подписано исполнительным директором АПКИТ Николаем Комлевым.
Приводим текст отзыва полностью.
Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) поддерживает ряд инициатив, внесённых Правительством РФ в проект Федерального закона от 9 февраля 2023 года №
Наличие проблемы фактической невозможности включения в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее — Реестр) программных продуктов российских акционерных обществ, существенная доля акций которых находится в свободном обращении, в том числе на российских биржах, в том числе на решение которой направлен законопроект, подтверждено участниками рынка. Предложенный законопроектом механизм представляется своевременным и необходимым для стимулирования разработки российского программного обеспечения и обеспечения технологической независимости РФ. Оперативное принятие рассматриваемого законопроекта будет способствовать развитию ИТ-отрасли в целом.
Кроме того, отраслевое объединение поддерживает инициативу устранения правовой неопределенности и актуализации действующего законодательства, а именно внесение изменений, предусматривающих включение сведений о российских программно-аппаратных комплексах в Реестр.
Одновременно, отраслевое объединение выражает глубокую обеспокоенность и негативно оценивает инициативу дополнить пункт 2 части 5 статьи 121 Закона №
Отдельно обращаем внимание, что при подготовке законопроекта ко второму чтению считаем необходимым внести юридико-техническую правку в проектируемой части 9 статьи 12.1, которая вводит понятие контролируемой российской коммерческой организации при выполнении ей следующего условия: «суммарная доля прямого или косвенного участия [...] граждан РФ составляет более пятидесяти процентов голосов от общего количества голосов в такой организации».
Текущая редакция нормы исключает возможность складывать цепочки прямого и косвенного участия граждан РФ для определения контроля.
Для организаций со сложной корпоративной структурой доля прямого участия граждан РФ может быть менее 50%, одновременно может быть значительной доля косвенного участия (однако также не превышать 50%). Такие организации не будут соответствовать определению контролируемой российской коммерческой организации, хотя они находятся под контролем граждан РФ (часть владеет прямо, а часть — косвенно).
При этом для признания организации отечественной в проектируемой редакции ч. 6 ст. 121 используется корректная формулировка «...организация, в отношении которой контроль прямо и (или) косвенно осуществляется...».
С учётом изложенного считаем необходимым внести юридико-техническую правку в определение контролируемой российской коммерческой организации в проектируемой части 9 статьи 121 , уточнив, что суммарная доля прямого и (или) косвенного участия [...] граждан РФ составляет более пятидесяти процентов голосов от общего количества голосов в такой организации.
Источник: Пресс-служба АПКИТ