7 июня 2023 г.
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) подвела итоги реализации «Стандартов взаимодействия маркетплейсов и продавцов товаров» и работы Комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле: за год рассмотрено более тысячи обращений, за счет снижения транзакционных издержек процессов продавцы смогли сохранить около 10 млрд рублей.
«Стандарты взаимодействия маркетплейсов и продавцов товаров» были подписаны ровно год назад — 7 июня 2022 года. Стандарты стали неотъемлемой частью оферты маркетплейсов, что позволило сделать отношения двух хозяйствующих субъектов предсказуемыми и обеспечить возможности для более эффективного прогнозирования операционной деятельности. Поскольку все вопросы лежат в плоскости гражданско-правовых отношений и затрагивают исключительно коммерческие условия, сторонам пришлось долго договариваться прежде чем прийти к единству по системным вопросам.
Так, в стандартах четко прописаны условия и сроки изменения оферты, обязанность оставлять абсолютно открытым состав услуг, которые входят в итоговую комиссию, обязанность размешать детализацию по штрафам, а принуждение продавцов к участию в маркетинговых акциях стало неприемлемой практикой. Продавцы в свою очередь обязаны соблюдать требования к упаковке и возврату товаров, не заниматься самовыкупом и накручиванием отзывов. При этом Стандарты носят динамический характер и регулярно пересматриваются Комиссией в сторону дополнений, либо актуализации к существующей предпринимательской реальности.
За первый год работы Комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле при Минромторге России к ней на рассмотрение поступило более 1 тыс. вопросов продавцов по работе с маркетплейсами. Примерно половина из них касалась применения штрафов, комиссий, когда площадка, производя доначисление, не размещала в открытом доступе детализацию по подобным списаниям и механизмам расчета, таким образом продавец не понимал в какой момент и за что он может получить доначисление. Этот вопрос был признан системным: правила, позволяющие избежать таких споров, дополнили действующие Стандарты, и в целом с учетом общих правил адаптировалась работа бизнеса.
Среди других частных вопросов — логистика товаров и их хранение, конкуренция с другими продавцами и брендами на площадках. Единичные случаи обращений связаны с блокировкой карточек товаров и сложностям с подключением к площадке.
Все вопросы были разрешены — в итоге развитие стандартов взаимодействия и их внедрение в работу бизнеса помогло более эффективно настроить процессы взаимодействия между площадками и продавцами, в результате чего общая экономия затрат для всех участников рынка составила около 10 млрд руб.
Президент АКИТ Артем Соколов, коммнтирует: «При разработке Стандартов и механизма их реализации, мы были уверены, что сейчас, в момент активного развития рынка, это единственная приемлемая форма взаимодействия участников процесса, и мы не ошиблись. Обращения продавцов носят штатный характер, как правило, все спорные моменты быстро решаются, а подобная обратная связь от предпринимателей позволяет нам наметить дальнейшее направление для совершенствования онлайн торговли. Отмечу, что ни одного обращения на несоблюдение самих Стандартов не поступало: они действительно работают».
Источник: Пресс-служба компании АКИТ