21 июня 2023 г.

Российский рынок принтеров и настольных МФУ в настоящее время нащупывает баланс спроса и предложения, постепенно снижая объём (за I кв. 2023 г. — на 20,5% в количественном и на 3,1% в долларовом выражении год к году, по данным ITResearch). А вот в глобальном масштабе этот рынок уже, можно сказать, стабилизировался: на период до 2027 г. аналитики пророчат ему рост с крайне малым CAGR — на уровне 0,78% (в долларах США). Однако это вовсе не означает ослабления конкурентной борьбы и технологического соперничества в данной отрасли, — совсем наоборот!

Представители крупнейших глобальных вендоров устройств печати — HP Inc., Epson, Brother, Ricoh, Lexmark и Xerox — поделились недавно с американским изданием CRN своим видением того, какие именно тенденции формируют нынешний рынок принтеров и МФУ. И хотя в России ситуация ныне особая (по меньшей мере временное сокращение сегмента струйных устройств, резкий крен в сторону более бюджетных предложений и пр.), можно ожидать, что в среднесрочной перспективе тенденции эти проявят себя и у нас. Применение офисной оргтехники по сути универсально — а значит, оформившиеся уже на Западе тренды в этой области через какое-то время объективно сделаются определяющими и на российском рынке.

Эксперты выделяют следующие пять таких трендов:

1. Новый взгляд на разделение устройств печати на домашние и офисные, порождённый ещё пандемией COVID-19. Имеется в виду, что многомесячная тотальная удалёнка заставила заказчиков, приобретавших технику для работы из дома, применять к ней по сути те же требования, что и к офисным машинам: высокая надёжность, долговечность, низкая совокупная стоимость владения (ТСО), — собственно же низкая цена первичной покупки уже не так сильно принимается в расчёт. При этом проблема надёжности стоит для внеофисных корпоративных аппаратов даже острее: направлять в случае чего ИТ-специалиста для их обслуживания на дом к сотрудникам, работающим на удалёнке, — удовольствие накладное. И сегодня, в условиях доминирования гибридной занятости, по-прежнему приходится принимать в расчёт нужды работающего дистанционно с принтерами персонала.

2. Размер (как и количество) имеет значение. Классический (доковидных времён) офисный принтер зримо отличался от домашнего, пусть даже схожей производительности, по габаритам: дома, как правило, значительно меньше места для установки печатной техники, и потому ту стараются делать более компактной. Но теперь, когда заказчики урезают расходы на аренду коммерческих площадей (в том числе как следствие перехода ко всё той же гибридной работе), и в офисах даёт о себе знать нехватка свободного пространства. По этой причине клиенты стараются теперь не столько выбирать высокопроизводительные принтеры меньших габаритов (что часто технически невозможно, особенно для моделей А3), сколько оптимизировать их число, выделяя меньше печатающих устройств для бóльших групп сотрудников — и так экономя занимаемое ими в офисах место. Тем самым растёт интенсивность эксплуатации устройств печати — что, опять-таки, требует от вендоров повышения их надёжности и дальнейшего снижения ТСО, чтобы сохранять конкурентоспособность на практически стагнирующем рынке.

3. Безопасность важна, но осмотрительность важнее. Возможная утечка конфиденциальных документов из памяти принтера — досадная неприятность, однако куда чувствительнее для заказчика будет взлом печатающего устройства злоумышленниками и использование его для проникновения в локальную сеть. В условиях распределённого офиса эта угроза ещё более актуальна: сотрудников необходимо эффективно инструктировать по вопросам ИБ, связанным с удалённым подключением к корпоративной сети. В частности, прививать им привычку постоянно помнить о том, что современный принтер или МФУ — по сути, специализированный компьютер немалой вычислительной мощности (сопоставимой с таковой для смартфонов начального уровня или умных ТВ), и что он точно так же потенциально уязвим к хакерским атакам.

4. Продавать принтеры трудно, — но некоторые заказчики платёжеспособнее прочих. Высокая инфляция и рост ставок по кредитам — вот, по словам экспертов CRN, основные затруднения, с которыми сталкиваются на Западе клиенты, желающие сегодня обновить свои принтерные парки. Это заставляет вендоров пересматривать политику формирования модельных рядов, уделяя, в частности, больше внимания не столько моделям начального уровня (которые не пользуются сегодня ажиотажным спросом по причинам, указанным в п. 1), сколько тем, что ориентированы на нужды бюджетных учреждений и компаний с госучастием. Именно эти последние, располагая гарантированным на государственном уровне финансированием, представляются вендорам более привлекательными заказчиками — чем сугубо частные корпорации, безжалостно рубящие косты направо и налево. Уже становится ясно, что характерные сроки фактической эксплуатации принтеров увеличатся по сравнению с теми, что были привычны для рынка до пандемии, — и это почти наверняка выразится в сокращении модельных рядов и в росте отпускных цен на устройства печати.

5. Надёжность превыше всего. Оргтехника ломается в среднем чаще, чем ПК и иные более технологичные устройства, по совершенно объективной причине: она содержит больше подвижных деталей, служащих для исполнения высокопрецизионных задач, а именно печати и сканирования с разрешением в сотни точек на дюйм. При этом если выйдет из строя сервер, в хорошо организованной ИТ-инфраструктуре его обязанности примет на себя резервный узел; если сломается офисный ПК, к корпоративному облаку можно будет подключиться с любого совместимого терминала. Отказавший же принтер, если в офисной подсобке не хранится точно такой же, быстро заменить попросту нечем: вот почему надёжность печатающей техники год от года становится всё более значимой. Вендоры начинают внедрять в печатающие устройства средства предиктивного контроля состояния, позволяющие предугадывать скорый выход определённых узлов из строя и заблаговременно (порой даже автоматически) заказывать как необходимый ремонтный комплект, так и визит соответствующего специалиста. В том числе это применимо и к принтерам, закупленным централизованно, но устанавливаемым в домах удалённо работающих сотрудников.

Помимо перечисленных трендов, эксперты указывают на повышение роли учёта того, как используется ресурс подсистемы печати: речь не только о расходовании тонера, фотобарабанов и чернил, но и об износе всевозможных валов, ремней и роликов; о контроле качества оптического датчика сканирующей системы и т. п. Судя по тренду на увеличение надёжности и снижение TCO, офисная оргтехника становится одним из краеугольных камней ИТ-инфраструктуры заказчика: с характерным временем замены отдельных устройств уже не в 3-5, а в 5-10 лет и со значительным увеличением их изначальной цены. Таким образом, передача подсистемы печати на аутсорсинг специализированному бизнесу, готовому предлагать разумные и предсказуемые расценки на покопийное обслуживание, становится всё более разумной стратегией едва ли не во всех вертикалях экономики.

В какой мере перечисленные тенденции будут подхвачены вендорами, продолжающими действовать на российском рынке, — вопрос спорный. Но вполне вероятно, что и отечественные заказчики — сохраняя, кстати, доступ к оргтехнике покинувших страну брендов через параллельный импорт, — предпочтут в среднесрочной перспективе приобретать более дорогие изначально, зато ощутимо долговечные устройства печати с привлекательно малой ТСО. А значит, участникам канала необходимо быть готовыми к такой перемене в настроениях своих клиентов.


Источник: Максим Белоус, IT Channel News