23 июня 2023 г.
Совокупный оборот российских софтверных компаний увеличился по итогам 2022 г. на 6,7% до 1,661 трлн руб. Получен небольшой рост, несмотря резкое сокращение зарубежных продаж, которые снизились на 27% в рублевом выражении до 544 руб. и на 21% в долларовом выражении до 7,95 млрд руб. (в первую очередь, из-за проблем с недружественными странами). Продажи софтверных компаний на внутреннем рынке увеличились значительнее, чем обвалился их экспорт: выручка от работы в России поднялась на 37,1% до 1,117 трлн руб.
Масштабная переориентация с внешних рынков на внутренний проходит в рамках всей софтверной отрасли. Если рассматривать отдельные компании, то, как правило, значительное сокращение экспорта сопровождается таким же большим уменьшением оборота. Из 240 опрошенных РУССОФТ софтверных компаний 11 имели по итогам 2022 года сокращение экспорта более чем на 40% при доле зарубежных продаж в выручке не менее 10%. Из этих 11 только 4 сумели увеличить оборот. Чаще у одних компаний экспорт сократился на десятки процентов или в разы, а у других — продажи на внутреннем рынке увеличились также или ещё более.
Экспорт компьютерных услуг, согласно данным ЦБ России, сократился в 2022 году на сопоставимую величину с падением совокупных зарубежных продаж софтверных компаний — на 19,6% до 5,11 млрд долл. Данная статистика отражает только часть экспортных доходов разработчиков ПО, хотя и значительную.
О сокращении оборота сообщило 9,6% опрошенных компаний. Меньшая доля компаний с падением оборота в последние 10 лет была только в
«Сделанные на основании исследования РУССОФТ выводы полностью отражают ситуацию на российском софтверном рынке. Очевидно, что после массового исхода зарубежных разработчиков и активной реализации программы импортозамещения при поддержке государства, спрос на отечественные программные продукты вырос как минимум в разы. Более того, есть все предпосылки к тому, что подобная ситуация сохранится еще на протяжении нескольких лет. Именно поэтому многие российские разработчики вынуждены были скорректировать свои планы по международной экспансии и буквально бросить все силы на удовлетворение спроса на внутреннем рынке. При этом полностью отказываться от выхода на зарубежные рынки вряд ли кто-то планирует и, думаю, в перспективе ближайших
Больше всего от изменения ситуации в 2022 году пострадали сервисные компании. Их совокупная выручка снизилась на 6%, а экспортные доходы — на 32% (в рублевом выражении). У продуктовых компаний, которые основной доход получают от продажи тиражируемых решений, показатели намного лучше: хотя их экспорт просел на 29%, совокупной оборот не упал, а вырос на 16%. Выручка Центров разработки зарубежных компаний снизилась не так значительно, как ожидалось при подведении предварительных итогов исходя из объявлений о прекращении работы в России. Оказалось, что уход растянулся у некоторых таких центров до конца 2022 года. Во всяком случае, анализ бухгалтерской отчетности показал, что доход этих центров сократился на 11% в рублевом выражении, а в долларах — всего на 4%, хотя штат уменьшился примерно вдвое.
Следовательно, прекращение работы в России ряда центров разработки, предоставляющих услуги головной зарубежной структуре, скажется на показателях софтверной индустрии по итогам 2023 года. Потери экспортеров на рынках «недружественных стран» также могут отразиться в большей степени на итогах текущего года, чем прошедшего. Поэтому стоит ожидать продолжение сокращения совокупных зарубежных продаж: в 2023 году их сокращение может достигнуть 30% в рублевом выражении.
«По итогам 2022 года доходы РЕД СОФТ выросли в 2,2 раза и составили 1,29 млрд руб. Объем продаж нашего системного ПО вырос почти в 5 раз. Сегодня мы продолжаем наблюдать высокий спрос на наши продукты во всех отраслях экономики, преимущественно в TЭК, промышленности, финансовом секторе, медицине, образовании. Технологическая зрелость отечественных решений позволяет успешно справляться с поставленными задачами и замещать иностранные аналоги в органах государственной власти, в госкорпорациях и в других субъектах КИИ», — комментирует заместитель генерального директора РЕД СОФТ Рустам Рустамов.
Александр Семенов, генеральный директор ГК «КОРУС Консалтинг»: «Внутренний рынок ИТ-услуг в 2022 году оставался конкурентным и динамичным. Ожидаемо вырос спрос на российское ПО — в частности на „1С“, а также готовые нишевые отечественные продукты — системы кадрового ЭДО, управления ценообразованием, корпоративным контентом, сервисы аналитики. Значительно увеличился спрос на ИТ-услуги, особенно на ИТ-консалтинг и заказную разработку ПО. Дополнительным драйвером стало увеличение интереса к цифровизации со стороны государства и государственных корпораций — у них есть бюджеты и конкретные программы проектов, которые поддерживают развитие рынка».
Алексей Богомолов, директор практики «Стратегия трансформации» компании «Рексофт Консалтинг»: «Опережающий рост на внутреннем рынке связан с накопленным потенциалом и усилившемся спросом на импортонезависимые решения, а также техническую поддержку текущих систем. Важным результатом сложившейся ситуации стало формирование уникальных смешанных экспертных команд: тех, что традиционно работали на российский рынок, и команд, работавших на представительства западных ИТ-компаний и международных заказчиков. Это позволяет командам пробовать новые формы взаимодействия, модели работы, которые были невозможны при работе в контуре с зарубежными вендорами из-за различных compliance-факторов. На базе смешенной экспертизы опережающими темпами идет развитие open source, low code/no code решений, платформ в сфере промышленной автоматизации и опыта их адаптации, что также работает на позитивную динамику внутреннего рынка».
Переориентация на рынки «дружественных стран» в 2022 году продолжалась. Скорее всего, она ускорится в 2023 году, но ненамного, поскольку выход на новые рынки — это длительный и сложный процесс. Многое зависит от того, насколько будет эффективна государственная поддержка компаний-экспортеров.
Даже при продолжении значительного сокращения экспорта совокупная выручка по итогам 2023 года должна вырасти более чем на 20%, поскольку продажи на внутреннем рынке увеличатся на 36%.
Вячеслав Ванюлин, генеральный директор, Аурига, считает: «Я вижу главную задачу экспортных компаний в обеспечении надлежащей работоспособности уже существующих продуктов. В настоящий момент — это отличная возможность для демонстрации мирового качества своих услуг. Они могут разрабатывать и внедрять интеграционные решения, прежде всего в системах управления технологическим процессом производства, а также в информационных системах в ключевых секторах, таких как финансы, государственное управление и связь. Это касается вопросов технологической независимости и выживаемости нашей страны».
Источник: Пресс-служба компании РУССОФТ