27 июля 2023 г.

Яндекс (NASDAQ и MOEX: YNDX) объявляет неаудированные финансовые результаты за второй квартал 2023 года.

Ключевые финансовые и операционные показатели за II квартал 2023 года1,2

В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 30 июня

2022

2023

Изменение

Общая выручка

117 748

182 495

55%

Скорректированный показатель EBITDA

25 694

24 746

-4%

Результаты группы компаний

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (total adjusted EBITDA margin), %

21,8%

13,6%

-8,2 п.п.

Чистая прибыль

8 056

14 631

82%

Скорректированная чистая прибыль

13 134

9 646

-27%

Доля компании на российском поисковом рынке, %

62,1%

63,6%

1,5 п.п.

Доля поисковых запросов на устройствах на базе Android, %

61,9%

63,4%

1,4 п.п.

Доля поисковых запросов на устройствах на базе iOS, %

48,4%

49,7%

1,4 п.п.

Поиск и портал

Выручка

51 209

78 416

53%

Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам

42 777

64 558

51%

Скорректированный показатель EBITDA

29 441

41 011

39%

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin), %

57,5%

52,3%

-5,2 п.п.

Выручка

56 732

94 951

67%

Валовая стоимость заказов райдтех-сервисов (GMV)3

178 963

254 212

42%

Электронная коммерция, Райдтех и Доставка

Товарооборот сервисов электронной коммерции (GMV)4

58 568

110 477

89%

Валовая стоимость заказов других O2O-сервисов (GMV)5

38 364

73 996

93%

Общий скорректированный показатель EBITDA

2 011

(6 119)

н/прим.

Плюс и развлекательные сервисы

Число подписчиков Яндекс Плюса6, млн

13,8

23,5

70%

Финансовый прогноз

На сегодняшний день возможность прогнозирования в краткосрочной и среднесрочной перспективе по-прежнему остаётся ограниченной из-за сохраняющейся высокой степени неопределённости в отношении геополитических и макроэкономических событий в будущем. Поэтому мы не готовы дать прогноз финансовых показателей, но планируем и дальше подробно информировать о результатах компании и ключевых направлениях развития нашего бизнеса в ежеквартальных финансовых релизах.

Корпоративная деятельность и события после отчётной даты

  • 21 апреля 2023 года Яндекс выкупил оставшуюся долю Uber в группе компаний Яндекс Такси (28,98%). Сумма сделки составила 702,5 млн долларов. Сделка не требовала согласия акционеров ни одной из компаний. Советы директоров Яндекса и Uber одобрили сделку, стороны также получили одобрение регуляторов.
  • 25 мая 2023 года Яндекс объявил, что совет директоров продолжает работать над планируемой реструктуризацией компании и общается с несколькими потенциальными инвесторами, которые претендуют на покупку различных пакетов экономической доли в компании. Компания планирует вынести предложение по реструктуризации на рассмотрение акционеров до конца 2023 года. Все предлагаемые советом директоров изменения должны будут одобрить акционеры Yandex N.V.
  • 6 июня 2023 года американская биржа NASDAQ удовлетворила апелляцию Яндекса и не будет проводить делистинг акций компании класса А. Уведомление о возможном делистинге Яндекс получил в марте 2023 года. NASDAQ учла аргументы, которые Яндекс привёл в апелляции, включая соблюдение интересов инвесторов и планируемую реструктуризацию компании. Согласно решению NASDAQ, ценные бумаги Яндекса продолжат находиться в биржевом списке, но решение о приостановке торгов останется в силе. На Московской бирже акции Яндекса торгуются в обычном режиме.
  • 19 июня 2023 года Яндекс опубликовал отчёт об устойчивом развитии за 2022 год. Отчёт показывает результаты компании по 12 ключевым направлениям ESG-повестки, сформированным в 2020 году. Среди этих направлений забота о сотрудниках и партнёрах, развитие образовательных программ, повышение качества сервисов и снижение углеродного следа.
  • 30 июня 2023 года Яндекс объявил об изменениях в финансовом департаменте в связи с подготовкой к планируемой реструктуризации. С 1 августа 2023 года финансовый директор Yandex N.V. Светлана Демяшкевич перейдёт на должность старшего вице-президента по финансам, а должность финансового директора займёт Александр Балахнин, который на данный момент является финансовым директором и директором по стратегическому развитию в бизнес-группе электронной коммерции, райдтеха и доставки.
  • Ни сама Yandex N.V., ни какие-либо компании группы не находятся под санкциями США, Евросоюза, Швейцарии или Великобритании. Компании группы Яндекса не принадлежат на 50% и более лицам, попавшим под такие санкции, и не находятся под контролем таких лиц. В июле 2023 года Канада включила в санкционные списки нашу дочернюю компанию ООО «Яндекс Пэй», однако эти санкции не распространяются на Yandex N.V. и не повлияют на операционную деятельность группы компаний. Яндекс продолжает внимательно следить за развитием ситуации в этом отношении.

Эффекты текущего геополитического кризиса

Текущая геополитическая напряжённость и её влияние на российскую и мировую экономику создали исключительно сложные условия для нашего бизнеса, команды и акционеров.

Эти события негативно повлияли (и могут в будущем оказать существенное негативное влияние) на макроэкономический климат в России и привели к волатильности рубля, валютному контролю, существенному повышению процентных ставок и инфляции, потенциальному сокращению потребительских расходов, а также к уходу иностранных предприятий и поставщиков с российского рынка. Кроме того, существует некоторая вероятность принятия новых законов или нормативных актов, которые могут негативно повлиять на наших иностранных акционеров и на стоимость принадлежащих им акций Яндекса. Мы предоставили подробную информацию о возможных рисках и вероятных неблагоприятных последствиях для нашего бизнеса в нашем годовом отчёте по форме 20-F за год, закончившийся 31 декабря 2022 года. Отчёт был представлен 20 апреля 2023 года.

Мы продолжаем поддерживать бесперебойную работу сервисов для пользователей и партнёров. В этот период неопределённости мы принимаем надлежащие меры по сохранению денежных средств и эффективному распределению капитала и бюджета, при этом мы намерены и дальше инвестировать в развитие наших ключевых бизнесов и продуктов. Мы внимательно следим за развитием ситуации с санкциями и экспортным контролем, а также за макроэкономическим климатом и настроениями потребителей в России и оцениваем разные планы действий на случай непредвиденных изменений. Совет директоров и менеджмент компании уделяют особое внимание благополучию сотрудников (более 24 тысяч человек) в России и за рубежом, делая при этом всё возможное для защиты интересов наших акционеров и других заинтересованных сторон.

Консолидированные результаты

Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три и шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2022 и 2023 годов.

В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 30 июня

Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня

2022

2023

Изменение

2022

2023

Изменение

Выручка

117 748

182 495

55%

223 758

345 770

55%

Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам

110 412

169 852

54%

210 276

322 024

53%

Операционная прибыль/(убыток)

8 746

11 494

31%

(3 688)

13 464

н/прим.

Скорректированный показатель EBITDA

25 694

24 746

-4%

26 965

37 540

39%

Чистая прибыль/(убыток)

8 056

14 631

82%

(4 981)

20 416

н/прим.

Скорректированная чистая прибыль/(убыток)

13 134

9 646

-27%

5 010

12 217

144%

Раскрытие выручки по сегментам отражено ниже.

Остаток денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов на 30 июня 2023 года:

  • 71,9 миллиарда рублей (825,9 миллиона долларов США) на консолидированной основе.

Обзор выручки по сегментам

Поиск и портал

Сегмент Поиска и портала включает Поиск, Геосервисы, Погоду и ряд других сервисов Яндекса в России, Беларуси и Казахстане.

Ключевые операционные показатели:

  • Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) во втором квартале 2023 года составила в среднем 63,6% — на 1,5 п.п. выше, чем во втором квартале 2022 года, когда она составляла 62,1%, а также выше аналогичного показателя в первом квартале 2023 года — 63,3% (по данным аналитического сервиса Яндекс Радар).
  • В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android во втором квартале 2023 года составила 63,4% — на 1,4 п.п. выше в сравнении со вторым кварталом 2022 года, когда она составляла 61,9%, а также выше, чем в первом квартале 2023 года, когда показатель составлял 62,6% (по данным аналитического сервиса Яндекс Радар).
  • В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе iOS во втором квартале 2023 года составила 49,7% — на 1,4 п.п. выше в сравнении со вторым кварталом 2022 года, когда она составляла 48,4%, а также выше, чем в первом квартале 2023 года, когда она равнялась 49,1% (по данным аналитического сервиса Яндекс Радар).
  • Доля поисковых запросов с мобильных устройств во втором квартале 2023 года составила 68,2% от всех поисковых запросов к Яндексу. Трафик с мобильных устройств обеспечил 61,5% выручки от продажи рекламы на странице результатов поиска во втором квартале 2023 года.

В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся

30 июня

Шесть месяцев, закончившиеся

30 июня

2022

2023

Изменение

2022

2023

Изменение

Выручка

51 209

78 416

53%

95 012

145 961

54%

Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам

42 777

64 558

51%

79 540

119 815

51%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA)

29 441

41 011

39%

49 002

75 724

55%

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin)

57,5%

52,3%

-5,2 п.п.

51,6%

51,9%

0,3 п.п.

Во втором квартале 2023 года выручка в сегменте Поиска и портала выросла на 53%, а выручка за вычетом вознаграждения партнёрам — на 51% по сравнению с аналогичными показателями год назад. Этот рост обусловлен результатами как Поиска (прежде всего на платформах Android и iOS), так и Рекламной сети Яндекса (в основном за счёт роста показателей партнёрских приложений и сайтов) на фоне постоянных инвестиций в развитие рекламных продуктов, технологий (где мы уделяем особое внимание сегментам электронной коммерции и малого и среднего бизнеса) и расширения рекламного инвентаря.

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) во втором квартале 2023 года составила 52,3%, тогда как во втором квартале 2022 года этот показатель составлял 57,5%. На динамику показателя хорошо повлиял эффект положительного операционного рычага на фоне уверенного роста рекламной выручки, а также положительный эффект от выделения корпоративных расходов в сегмент Прочих бизнес-юнитов и инициатив. Однако данные факторы были частично скомпенсированы увеличением расходов на маркетинг и рекламу, а также расходов на персонал — эти показатели выросли с низкой базы прошлого года, когда мы приостанавливали промоактивности и найм новых сотрудников.

Электронная коммерция, Райдтех и Доставка

В сегмент Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки входят наши транзакционные О2О-сервисы:

  1. Райдтех включает сервис онлайн-заказа такси в России и других странах СНГ, Европы, Ближнего Востока и Африки, сервис каршеринга для физических и юридических лиц Яндекс Драйв, а также сервис аренды самокатов.
  2. Электронная коммерция в России и других странах СНГ включает мультикатегорийную торговую платформу Яндекс Маркет, сервис гиперлокальной доставки продуктов и хозяйственных товаров Яндекс Лавка в России и сервисы доставки продуктов из магазинов Яндекс Еда и Маркет Деливери (с 8 сентября 2022 года, когда была закрыта сделка по покупке сервиса, ранее называвшегося Delivery Club).
  3. Другие O2O-сервисы включают Яндекс Доставку — сервис доставки на этапе «последней мили» для физических и юридических лиц, сервисы доставки заказов из ресторанов Яндекс Еда и Маркет Деливери, сервис гиперлокальной доставки продуктов и хозяйственных товаров Яндекс Лавка Израиль, сервис для оплаты топлива на АЗС с телефона Яндекс Заправки, а таже несколько небольших экспериментальных O2O-сервисов.

Ключевые операционные показатели:

  • Товарооборот на сервисах электронной коммерции (GMV) во втором квартале 2023 года вырос на 89% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал прошлого года.

Яндекс Маркет

  • Доля товарооборота (GMV) сторонних продавцов на Яндекс Маркете (3P) во втором квартале 2023 года составила 84% и не изменилась по сравнению с аналогичным показателем год назад.
  • Количество наименований товаров на Яндекс Маркете к концу второго квартала 2023 года достигло 53,2 миллиона, тогда как в конце второго квартала 2022 года это число составляло 39,2 миллиона.
  • Количество активных покупателей7 на Яндекс Маркете во втором квартале 2023 года выросло на 45% по сравнению с аналогичным показателем год назад и составило 16,5 миллиона.
  • Количество активных продавцов8 на Яндекс Маркете во втором квартале 2023 года выросло на 100% по сравнению с аналогичным показателем год назад и составило 61,8 тысячи.

Райдтех

  • Число поездок Райдтех-направления увеличилось на 18% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2022 года.
  • Валовая стоимость заказов (GMV) на сервисах Райдтеха выросла на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 30 июня

Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня

2022

2023

Изменение

2022

2023

Изменение

Валовая стоимость заказов (GMV):

Райдтех

178 963

254 212

42%

346 381

478 946

38%

Сервисы электронной коммерции

58 568

110 477

89%

123 148

218 312

77%

Прямые продажи (1P)

17 418

29 569

70%

36 595

63 403

73%

Комиссионная модель (3P)

41 150

80 908

97%

86 553

154 909

79%

Другие O2O-сервисы

38 364

73 996

93%

78 468

142 511

82%

Выручка:

Райдтех

29 938

38 162

27%

56 499

70 704

25%

Сервисы электронной коммерции

19 653

40 176

104%

40 397

81 013

101%

Выручка от продажи товаров (1P)9

14 140

23 690

68%

29 700

50 734

71%

Комиссионные и другие доходы маркетплейса10

5 513

16 486

199%

10 697

30 279

183%

Другие O2O-сервисы11

8 297

18 475

123%

17 467

35 653

104%

Внутрисегментные расчёты

(1 156)

(1 862)

61%

(2 437)

(3 944)

62%

Общая выручка

56 732

94 951

67%

111 926

183 426

64%

Скорректированный показатель EBITDA сегмента Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки (adjusted EBITDA):

2 011

(6 119)

н/прим.

(6 434)

(16 919)

163%

Валовая стоимость заказов (GMV) в направлении Райдтеха выросла во втором квартале 2023 года на 42% в годовом исчислении за счёт роста числа клиентов, поездок и частотности заказов во всех регионах нашего присутствия. На динамику также повлияло увеличение повышающего коэффициента в связи с сезонной нехваткой водителей и недостатком автомобилей на рынке. Товарооборот сервисов электронной коммерции (GMV) во втором квартале 2023 года вырос на 89% год к году, в частности за счёт расширения сети пунктов выдачи заказов, органического роста числа пользователей и развития сервисов доставки продуктов, включая приобретение Delivery Club (произведен ребрендинг, наст. Маркет Деливери) в сентябре 2022 года. Рост валовой стоимости заказов (GMV) других O2O-сервисов во втором квартале 2023 года достиг 93% в годовом исчислении. Наибольший вклад внесли Яндекс Доставка и сервисы доставки заказов из ресторанов (в том числе Маркет Деливери) — рост их GMV год к году составил 144%.

Выручка в сегменте Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки выросла на 67% в годовом исчислении, в основном за счёт сервисов электронной коммерции (где наибольший вклад в рост выручки в абсолютном выражении внёс Яндекс Маркет, а следом за ним — Яндекс Лавка) и других O2O-сервисов (в первую очередь сервисов доставки заказов из ресторанов). Выручка Райдтеха выросла на 27% в связи с увеличением инвестиций в привлечение водителей, а выручка сервисов электронной коммерции — на 104%. Опережающие темпы роста выручки по сравнению с товарооборотом объясняются оптимизацией комиссии для сторонних (3P) продавцов и ускорением роста рекламной выручки. Выручка других O2O-сервисов выросла на 123% в годовом исчислении, в основном за счёт роста Яндекс Доставки, а также благодаря покупке Delivery Club, который стал частью нашего бизнеса по доставке заказов из ресторанов.

Внутрисегментные расчёты выручки в сегменте Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки представляют собой элиминируемые обороты выручки внутри сервисов и направлений этого сегмента. Динамика этого показателя по сравнению с прошлым годом связана в основном с ростом межсервисных синергетических эффектов: за прошедший год вырос объём заказов в сервисах электронной коммерции и доставки из ресторанов, выполненных нашим логистическим бизнесом Яндекс Доставка.

Убыток по скорректированному показателю EBITDA (adjusted EBITDA) сегмента Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки во втором квартале 2023 года составил 6 119 миллионов рублей, тогда как во втором квартале 2022 года этот показатель был положительным и составлял 2 011 миллионов рублей. Такое изменение объясняется в основном ростом масштаба бизнесов Электронной коммерции и Доставки, увеличением инвестиций в привлечение водителей, а также ростом операционных расходов. Операционные расходы увеличились на фоне низкой базы прошлого года, когда мы приняли ряд жёстких мер по контролю расходов на фоне геополитической нестабильности, включая, помимо прочего, заморозку найма новых сотрудников и сокращение маркетинговых расходов.

Плюс и развлекательные сервисы

В сегмент Плюса и развлекательных сервисов входят единая подписка на сервисы Яндекса — Яндекс Плюс, Яндекс Музыка, Кинопоиск, Яндекс Афиша, а также продюсерский центр Яндекс Студия.

Ключевые операционные показатели:

  • Число подписчиков Яндекс Плюса во втором квартале 2023 года достигло 23,5 миллиона, увеличившись на 70% по сравнению с аналогичным показателем на конец второго квартала 2022 года.

В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 30 июня

Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня

2022

2023

Изменение

2022

2023

Изменение

Выручка

6 150

15 503

152%

11 981

28 859

141%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA)

(2 595)

1 800

-169%

(5 766)

1 574

-127%

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin)

-42,2%

11,6%

53,8 п.п.

-48,1%

5,5%

53,6 п.п.

Выручка в сегменте Плюса и развлекательных сервисов во втором квартале 2023 года выросла на 152% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2022 года. Рост в основном обусловлен увеличением доходов от продаж подписки Яндекс Плюс на фоне роста общего числа платящих подписчиков и перехода на единый семейный тариф Плюс Мульти. На рост выручки также повлияла хорошая динамика доходов от рекламы и продажи лицензий. Скорректированный показатель EBITDA впервые стал положительным и достиг 1,8 млрд рублей по сравнению с убытком 2,6 млрд во втором квартале 2022 года. Это объясняется эффектом положительного операционного рычага на фоне роста выручки от продажи подписок (113% год к году), а также существенным повышением эффективности затрат.

Сервисы объявлений

Сегмент сервисов объявлений включает Авто.ру, Яндекс Недвижимость, Яндекс Аренду и Яндекс Путешествия.

В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 30 июня

Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня

2022

2023

Изменение

2022

2023

Изменение

Выручка

2 568

5 573

117%

4 979

10 011

101%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA)

493

(46)

-109%

666

(163)

-124%

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin)

19,2%

-0,8%

-20 п.п.

13,4%

-1,6%

-15 п.п.

Выручка в сегменте сервисов объявлений во втором квартале 2023 года выросла на 117% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2022 года. На рост выручки повлияли высокие результаты Авто.ру, которых удалось добиться на фоне низкой базы 2022 года, когда наблюдался резкий спад предложения на рынке новых автомобилей. На рост выручки также повлияли хорошие результаты Яндекс Путешествий в связи с увеличением доли рынка на фоне растущего спроса на услуги сервиса. Убыток по скорректированному показателю EBITDA (adjusted EBITDA) во втором квартале 2023 года составил 0,05 млрд рублей по сравнению с прибылью 0,5 млрд рублей во втором квартале 2022 года. Это объясняется продолжающимися инвестициями в долгосрочное развитие таких сервисов, как Яндекс Путешествия и Яндекс Аренда.

Прочие бизнес-юниты и инициативы

Сегмент Прочих бизнес-юнитов и инициатив включает направление разработки беспилотных автомобилей (Yandex SDG), Yandex Cloud, Яндекс 360, Яндекс Образование (Практикум и другие образовательные инициативы), Устройства и Алису, Финтех (в том числе Yandex Pay и Яндекс ID) и другие экспериментальные продукты, а также корпоративные расходы, не относящиеся к сегментам напрямую.

В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 30 июня

Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня

2022

2023

Изменение

2022

2023

Изменение

Выручка

10 868

14 891

37%

18 673

29 077

56%

Убыток по скорректированному показателю EBITDA (adjusted EBITDA)

(3 704)

(12 302)

232%

(10 651)

(23 358)

119%

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin)

-34,1%

-82,6%

-48,5 п.п.

-57,0%

-80,3%

-23,3 п.п.

Выручка в сегменте Прочих бизнес-юнитов и инициатив во втором квартале 2023 года увеличилась на 37% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2022 года. Этот рост был связан в основном с увеличением доходов YandexCloud, направления Устройств и Алисы и направления Финтеха. Выручка YandexCloud выросла на 61% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года благодаря расширению предоставляемых услуг и увеличению доли рынка на фоне растущего спроса на сервисы Yandex Cloud. Выручка направления Устройств и Алисы выросла на 19% год к году и достигла 5,1 млрд рублей во втором квартале 2023 года. Рост выручки за первое полугодие 2023 года по сравнению с первым полугодием 2022 года составил 71% благодаря тому, что в линейке появились новые устройства (включая новую версию Станции Макс и устройства для умного дома), а также в связи со стартом продаж умных телевизоров Яндекса с Алисой и устройств для умного дома в Беларуси и Казахстане. Однако рост выручки сдерживала сезонная нормализация спроса после скачка в декабре 2022 — январе 2023.

Убыток по скорректированному показателю EBITDA составил 12,3 млрд рублей, тогда как во втором квартале 2022 года он составлял 3,7 млрд рублей. Рост убытка в основном вызван переносом нераспределённых корпоративных расходов, не относящихся к сегментам напрямую, из скорр. EBITDA отчётных сегментов в скорр. EBITDA Прочих бизнес-юнитов и инициатив (с третьего квартала 2022 года), инвестициями в Yandex Cloud (включая международный бизнес) и Yandex SDG — убыток по скорр. EBITDA этого направления составил 2,5 млрд рублей во втором квартале 2023 года, а также инвестициями в развитие других вертикалей.

Внутрисегментные расчёты

Внутрисегментные расчёты выручки представляют собой элиминируемые обороты внутри операционных сегментов, включая доходы от рекламы и внутрисегментные доходы, связанные с выплатами за использование товарного знака, виртуальные сервера, а также с продажами устройств и другими операциями.

В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 30 июня

Шесть месяцев, закончившиеся 30 июня

2022

2023

Изменение

2022

2023

Изменение

Выручка:

Выручка по всем сегментам

127 527

209 334

64%

242 571

397 334

64%

Внутрисегментные расчёты

(9 779)

(26 839)

174%

(18 813)

(51 564)

174%

Общая выручка

117 748

182 495

55%

223 758

345 770

55%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA):

Скорректированный показатель EBITDA по всем сегментам (adjusted EBITDA)

25 646

24 344

-5%

26 817

36 858

37%

Внутрисегментные расчёты

48

402

н/прим.

148

682

361%

Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA)

25 694

24 746

-4%

26 965

37 540

39%

Внутрисегментные расчёты выручки во втором квартале 2023 года увеличились на 174% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2022 года. Этот рост был в основном связан с внутригрупповыми элиминируемыми оборотами выручки, которые растут по мере того, как группа компаний Яндекса расширяется и связи между разными сервисами усиливаются. Элиминируемые обороты выручки связаны с перекрёстными рекламными и маркетинговыми кампаниями разных сервисов, продажей устройств, платой всех бизнес-юнитов за использование дата-центров, другой IT-инфраструктуры и прочих централизованных сервисов.

Согласно правилам Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам о переводе единиц иностранной валюты, суммы в российских рублях были переведены в суммы в долларах США по курсу 87,0341 рубля за 1 доллар США — официальному курсу обмена Центрального банка Российской Федерации на 30 июня 2023 года.

Эти показатели не являются общепринятыми показателями GAAP: выручка за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированный показатель EBITDA; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке; скорректированная чистая прибыль. Подробное описание расчетов этих показателей приводится в разделе «Использование показателей, не являющихся общепринятыми финансовыми показателями в рамках ОПБУ США».

Валовая стоимость поездок сервисов райдтех-направления (GMV) — это общая сумма, уплаченная клиентами за услуги сервисов такси, каршеринга и аренды самокатов, заказанные на платформе Яндекса, включая НДС.

4Товарооборот (GMV) в сервисах электронной коммерции — совокупная стоимость всех проданных, доставленных и оплаченных товаров на платформах Яндекс Маркет, Яндекс Лавка, а также стоимость оплаченных и доставленных товаров, приобретенных через доставку из магазинов сервисов Яндекс Еда и Delivery Club, включая НДС.

5 Валовая стоимость заказов (GMV) прочих O2O-сервисов (online-to-offline) включает в себя совокупную сумму платежей пользователей и бизнесов-партнёров за услуги сервисов Доставки и Заправок, совокупную стоимость заказов, доставленных сервисами Яндекс Еда и Маркет Деливери (доставка еды из ресторанов), Яндекс Лавка Израиль, а также платежи по некоторым другим небольшим экспериментальным O2O-сервисам, включая НДС.

6 Начиная с июня 2022 года Яндекс немного изменил методику подсчёта количества подписчиков. В частности, теперь эта сумма включает абонентов мобильных операторов, у которых нет аккаунта на Яндексе. Кроме того, подсчёт пользователей, у которых несколько подписок Яндекс Плюс, теперь ведётся корректнее. Данные о подписчиках за второй квартал 2022 года были пересчитаны с учётом этих изменений.

7 Активный покупатель — это покупатель, совершивший не менее одной покупки в течение 12 месяцев до отчётной даты.

8 Активный продавец — это продавец, совершивший не менее одной продажи в течение одного месяца до отчётной даты.

9 Выручка от продажи товаров включает выручку от прямых продаж (1P) Яндекс Маркета, выручку от прямых продаж Яндекс Лавки в России, где мы работаем по бизнес-модели прямых продаж и выполняем роль продавца, и не включает выручку от платы за доставку в этих сервисах.

10 Комиссионные и другие доходы маркетплейса включают комиссию Яндекс Маркета за сторонние продажи, плату за доставку, за услуги сервиса, а также рекламную выручку сервисов доставки продуктов из магазинов Яндекс Еда и Маркет Деливери, плату за доставку и рекламную выручку Яндекс Лавки в России и прочие доходы.

11 Выручка других O2O-сервисов включает выручку сервиса RouteQ за первый квартал 2023 года. Эти изменения были отражены в предыдущих финансовых периодах ретроспективно.

Источник: Пресс-служба компании Яндекс