9 августа 2023 г.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) отмечает, что одной из самых заметных тенденций в интернет-торговле в первом полугодии 2023 года при общем росте продаж стало усиление роли регионов.

Объем продаж интернет-торговли России за первые шесть месяцев 2023 года составил 2,7 трлн рублей — это на 20% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Из этой суммы 97,2% составляют покупки в российских компаниях интернет-торговли, трансграничный рынок сократился до 2,8% в объеме продаж (4,5% в 2022 г.).

Доля e-commerce в общем объеме розничных продаж увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 20% и составляет сейчас 12,7%.

Изменения произошли в рейтинге топ-10 самых активных в интернет-торговле регионов, которые обеспечивают сейчас 52% от всех покупок в интернете. По сравнению с первым полугодием 2022 года заметно снизилась доля первой тройки. Москва традиционно на первом месте в рейтинге, однако в общем объеме продаж на нее сейчас приходится 18,4%, год назад этот показатель составлял 20,4%. Далее в рейтинге Московская область — 9,2% (10,7% в первом полугодии 2022 г.); Санкт-Петербург — 6,2% (7,3% в первом полугодии 2022). Почти во всех остальных регионах эта доля увеличилась: Краснодарский край — 4,9% (4,4%), Ростовская область — 2,9% (2,5%), Свердловская область — 2,6% (без изменений); Нижегородская область — 2,2% (2,1%), Самарская область и республика Татарстан — 2,0% (увеличились показатели Татарстана). Единственный регион из первой десятки, который снизил долю в общем объеме продаж — Красноярский край: 1,8% сейчас и 2,1% в первом полугодии 2022 года.

Президент АКИТ Артем Соколов комментирует: «Очевидно, что эта тенденция на увеличение роли регионов в сфере e-commerce, которая наметилась еще в 2020 году, будет становиться еще заметнее. И дело здесь не только в привычках россиян, возможности быстро находить нужный товар и сравнивать цены, которые обеспечивает интернет-торговля. Сами компании онлайн-ритейла все активнее осваивают регионы — по всей России строятся новые логистические объекты (их общая площадь за три года увеличилась больше, чем в три раза), создаются новые рабочие места, улучшается качество сервиса — эта активность также напрямую влияет на предпочтения россиян».

Распределение товаров в рейтинге самых популярных осталось без изменений. По-прежнему в топ-5 интернет-торговли входят: цифровая и бытовая техника — на нее россияне потратили в интернете 522,5 млрд рублей, ее доля в общем объеме продаж — 19,1%, мебель и товары для дома — 459 млрд рублей, 16,8%; одежда и обувь — 427 млрд рублей, 15,6%; продукты питания 349 млрд рублей, 12,7%, товары для красоты и здоровья — 225,5 млрд рублей, 8,2%.

Ранее на топ-5 товаров приходилось более 75% всех покупок, — сейчас 72%. Рост продаж отмечается и в других категориях, наиболее заметный: «инструменты» — от 30% до 60%, «товары для творчества» — от 30% до 80%, «ювелирные изделия» — в среднем 35%, «спорттовары» — в среднем 30%, а также «аптеки». В этой категории рост был неравномерным — пиковые показатели пришлись на апрель-май: +104% и 99% соответственно по сравнению с аналогичными периодами прошлого года.

Источник: Пресс-служба компании АКИТ