10 августа 2023 г.

Увеличить
Рис. 1. Повестка научно-технической политики зарубежных стран - лидеров мировой науки во втором квартале 2023 года (семантическая карта)
Увеличить
Рис. 2. Тренды научно-технической политики стран - лидеров мировой науки

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ с помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA продолжает регулярный мониторинг повестки научно-технической политики в ведущих странах мира. В этом выпуске представлен анализ 130 новых государственных инициатив по поддержке науки и технологий, вышедших в 30 странах за период с апреля по июнь 2023 года.

Справочно: Система интеллектуального анализа больших данных iFORA разработана ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с применением передовых технологий искусственного интеллекта и включает более 750 млн документов (научные публикации, патенты, нормативная правовая база, рыночная аналитика, отраслевые медиа, материалы международных организаций, вакансии и другие виды источников). В 2020 г. iFORA отмечена в журнале Nature в качестве эффективного инструмента поддержки принятия решений в интересах бизнеса и органов власти. ОЭСР относит систему к успешным инициативам в области цифровизации науки.

Содержание мировой повестки научно-технической политики в целом остается устойчивым в сравнении с предыдущим периодом. Все шесть выявленных кварталом ранее приоритетных тематических направлений сохранили в ней свое присутствие (рис. 1). В то же время изменения в составе и взаимном расположении этих направлений сигнализируют о появлении новых акцентов.

Центральное место в повестке заняли кластеры тематик, относящихся к внедрению технологий, государственному регулированию и повышению конкурентоспособности (1-е, 2-е и 4-е места, см. рис. 2, соответственно). Их тесная взаимосвязь отражает ориентацию ведущих стран на снижение зависимости национальных экономик от внешних факторов за счет ускоренной разработки и внедрения собственных технологий. Эти задачи в настоящее время решаются различными способами — путем реализации комплексных программ модернизации секторов (к примеру, промышленного сельского хозяйства в Китае), финансирования разработок в интересах высокотехнологичных компаний аэрокосмической индустрии (Бразилия), создания центров по развитию критически значимых технологий (таких как полупроводниковые (США), квантовые (Швеция) или 6G (Испания)), предоставления грантов малым и средним предприятиям на коммерциализацию результатов исследований в сфере добычи минеральных ресурсов (Канада).

Ряд новых мер научно-технической политики направлены на борьбу с социальными вызовами. Речь, в частности, идет о программе создания центров превосходства в здравоохранении (Франция, Сингапур) и разработке отдельной линейки грантов для прорывных исследовательских проектов в этой сфере (Бельгия). Примерами инициатив, опирающихся на применение цифровых технологий, являются запуск платформ для обмена данными предприятий и иных стейкхолдеров в интересах решения общественно значимых проблем, включая дисбалансы на рынке труда и стихийные бедствия (Япония), а также использование государственными организациями технологий искусственного интеллекта для оценки энергоэффективности жилых домов (Австралия). Большое внимание продолжает уделяться регулированию таких технологий. Так, в Республике Корея силами 11 министерств ведется работа по пересмотру в этом году почти 2000 национальных промышленных стандартов (в том числе для беспилотных автомобилей, цифровых двойников объектов недвижимости, умных ферм и др.).

В условиях все более динамичных климатических изменений устойчивое развитие (3-е место) остается заметным направлением политической повестки. На фоне активного развития проектов, посвященных производству и транспортировке водородного топлива (особенно в рамках партнерств между странами Азии — Японией, Республикой Корея, Малайзией, Таиландом) примечателен рост интереса органов власти к перспективам таких способов получения чистой энергии, как ядерное деление (поддержка инновационных проектов во Франции) и синтез (разработка новой программы проведения соответствующих изысканий в Германии). Достижению нулевого уровня выбросов призваны способствовать не только финансовые, но и институциональные меры — например, создание специализированных органов, оказывающих помощь с перепрофилированием организаций, деятельность которых сопряжена с загрязнением окружающей среды, и переподготовкой их сотрудников (Австралия).

При разработке мер поддержки исследований (5-е место) на первый план все чаще выходит, в частности в США, проблематика их добросовестности (research integrity), то есть использования методов, обеспечивающих доверие к полученным научным результатам. Импульсом к продвижению этой темы стала практическая реализация на государственном уровне концепции открытой науки, направленной на повышение доступности исследовательских данных для ученых и общества в целом (Италия, Испания). Еще один проявившийся тренд — поддержка научных проектов, носящих прикладной характер. Она осуществляется посредством предоставления грантов на развитие результатов фундаментальных исследований (задача совместной программы шведского инновационного агентства Vinnova и американского Национального научного фонда) или на закупку исследовательского оборудования для университетов прикладных наук (Бельгия).

В рамках направления, связанного с формированием компетенций (6-е место), преобладает тематика привлечения и удержания научных кадров, в первую очередь в тех областях, которые имеют большое социальное значение. Так, Великобритания мотивирует студентов к участию в исследовательских проектах в области здравоохранения и ухода за пациентами, а во Франции ведущие ученые в сфере биомедицины могут рассчитывать на получение крупных пятилетних грантов. Некоторые страны стремятся к улучшению условий труда исследователей, в интересах чего проводится анализ эффективности действующих мер поддержки аспирантов (Ирландия) и разрабатываются планы по пересмотру системы вознаграждений и поощрений в науке (Нидерланды). Подготовка кадров для высокотехнологичных отраслей экономики также выступает одним из приоритетов политики. Свидетельством этому служит запуск масштабных программ обучения специалистов в области микроэлектроники (Бразилия) и разработки программного обеспечения (Таиланд).

Резюме:

В мировой повестке научно-технической политики в апреле—июне 2023 г. отчетливо просматривается ориентация все большего числа стран на технологическое развитие и устойчивый рост. Особую значимость приобретают укрепление собственной промышленной базы и независимости стратегических отраслей экономики. Решение таких комплексных задач многие государства находят в разработке и внедрении сквозных технологий (в их числе, например, использование искусственного интеллекта, квантовые и водородные технологии), потенциально применимых в самых разных сферах деятельности. Поддержка этих процессов в мире реализуется по всем направлениям — от проведения исследований и коммерциализации их результатов до обеспечения квалифицированными кадрами и формирования благоприятной регуляторной среды.

Источники: расчеты на основе системы интеллектуального анализа больших данных iFORA (правообладатель — ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ.

Источник: Матриал подготовили Сергей Бредихин и Мария Сварчевская, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. В сборе информации участвовали Артур Арзуманян, Франсиско Брамбила, Елена Каменева, Никита Лушачев, Яна Яворская