21 августа 2023 г.

Мария Орловская

Если группа задумалась об эффективности, прежде всего надо ответить на вопрос, является ли она командой. Некоторые ошибочно называют командой, например, отдел продаж — где каждый менеджер работает со своими клиентами на своей же территории.

Команда — это коллектив людей со взаимодополняющими функциями, которые объединены общей целью и договорились о путях ее достижения. При этом каждый из участников играет определенную роль в процессе достижения этой цели, а сами роли являются взаимодополняющими по отношению к цели.

Обычно в команде не более 8-10 человек. Важным условием командной работы является то, что члены команды ставят цель, ради которой собрана команда, превыше своих личных. При этом понятно, что общая цель не должна противоречить личным целям каждого, и чем в большей степени она согласуется с целями каждого, тем с большим энтузиазмом люди будут к ней стремиться.

Коммерческий отдел, на первый взгляд, объединен общей целью — планом продаж на подразделение, однако в большинстве случаев KPI каждого сотрудника совсем не зависит от его достижения или зависит на совсем небольшой процент. Следовательно, сотрудники отдела продаж в большей степени работают на личный результат и, таким образом, командой не являются (как бы в это ни хотелось верить руководителю, личный KPI которого обычно и есть план продаж всего подразделения). Так же ошибочно считать командой сотрудников с похожим кругом должностных обязанностей, например сотрудников call-центра или поддержки.

Критерии эффективности команды

Каждая команда сама определяет для себя критерии эффективности. В командном коучинге это один из главных вопросов, по которому сотрудники должны прийти к консенсусу. Они должны договориться по следующим пунктам.

1. Цель

Все члены эффективной команды должны одинаково понимать цель, ради которой существует команда, и то, как выглядит результат достижения этой цели.

Мы собрались, чтобы построить дом (из какого материала, где, сколько в нем будет этажей, входов, окон и т. п.). При внешней очевидности очень часто прямо на этом этапе бывают различные мнения.

2. Критерии достижения цели

Что позволит судить о том, что цель достигнута и когда это должно произойти?

Дом построен, когда будут возведены стены и закончена отделка? Или когда его примут компетентные органы, контролирующие жилищное строительство? Что обязательно должно быть в построенном доме на уровне артефактов и бумаг? Когда это должно произойти?

3. Разделение ролей

Как общая цель декомпозируется на цели каждого члена команды? То есть, что он будет делать, как и какой должен получить результат?

4. Критерии эффективности

После того, как команда имеет четко определенную и всем одинаково понятную цель, пути ее достижения определены и роли распределены, можно начинать говорить об эффективности.

Что мы как команда будем считать эффективной работой в направлении поставленной цели? Как будем взаимодействовать? Чем вознаграждать за успехи и что считаем неприемлемым? Как часто команда будет собираться вместе, чтобы обсудить текущий статус проекта? Кто являются ключевыми заинтересованными сторонами, кого команда будет регулярно информировать о ходе проекта и возникающих проблемах, и кто это будет делать.

О чем еще важно договориться?

Во время коучинга на этом этапе команде задается вопрос: о чем еще важно договориться, чтобы работать эффективно.

Некоторые команды предпочитают договориться о том, сколько времени (или других ресурсов) каждый член команды будет тратить на работу в этой команде. Это особенно актуально сейчас, когда проектный подход к управлению приводит к тому, что зачастую одни и те же сотрудники являются одновременно членами разных команд. Другие предпочитают заранее договориться о том, как будут разрешать конфликты, если таковые возникнут.

Если команда собирается для реализации своего первого проекта, то хорошо, чтобы каждый член команды «на берегу» поделился, что для него важно при взаимодействии с коллегами. Например, кому-то может оказаться важным иметь регулярную обратную связь относительно результатов работы, а для кого-то важна благодарность.

***

Эффективная команда — это высококлассные специалисты в своих областях и культура (атмосфера), которая наилучшим образом соответствует потребностям ее членов, способствуя максимальному раскрытию их способностей. Для каждой команды будет своя атмосфера. Сегодня мышление членов команды смещается от получения указаний к принятию ответственности за результаты, через повышение осознанности членов команды о себе, своих и командных целях и ценностях.

Эффективная командная работа — это не набор сложных теорий, а высокая степень осознанности своих потребностей, соотнесение их с потребностями и целями команды и готовность открыто обсуждать важные проблемы для принятия решений, которым все будут готовы следовать.

Источник: Мария Орловская, основатель и управляющий партнер компании TeamSonance, ex-CEO Oracle в России