29 сентября 2023 г.
Окончание, начало тут
Системы управления бизнесом — от бухгалтерии до EPR, от документооборота до CRM — в любых компаниях одинаковы по сути, но требуют обязательной кастомизации в зависимости от особенностей сегмента и данного конкретного бизнеса. Агрокомплекс ничем принципиально не отличается от энергетики или, предположим, ритейла. Сказанное справедливо для значительной части инфраструктурных ИТ-решений. Составляющие ИТ-рельефа, обслуживающие офисные задачи, тут ровно такие же, как и на других вертикальных рынках: от сетевой инфраструктуры до систем контроля и управления доступом.
Однако ИТ, обслуживающие производственные процессы, тут разнообразные и своеобразные. Общие требования к ИТ-системам привычные: учет & контроль, получение объективных данных о средах и процессах, аналитика на основе полученных данных, принятие решений в штатных ситуациях и привлечение внимания операторов при возникновении ситуаций нештатных. Но вот детали бывают очень и очень различны!
Производственные системы: различия и разнообразие
Решения для агрокомплекса будут существенно отличаться от созданных для животноводческих хозяйств, да и внутри каждого из направлений есть особенности. Например, системы для полей будут иными, чем для теплиц, разработанные для свиноводства будут отличаться от проектированных для рыбоводства. Спектр датчиков, поставляющих данные в информационные системы, а также исполнительных механизмов — сеялок, поливалок, комбайнов для сборки урожая и т. д. — будет очень широким.
Специфика решений в ряде случаев требует нестандартных компонент для их создания. Очевидно, что размещенные на полях, фермах и в других жестких условиях датчики, камеры наблюдения, системы питания, EDGE-серверы, хабы и прочие элементы должны быть в защищенном исполнении. Иногда возникают сложности с обеспечением коммуникаций, например, для радиопокрытия полей приходится разворачивать приватные LoRa-сети. Но проблемы решаемые.
В идеале сельхозпроизводствам нужна сквозная цифровизация, охватывающая как сами процессы, происходящие в поле/на фермах, так и взаимодействие с персоналом, с поставщиками расходных материалов, сервисами и т. д.
«Без автоматизации всего контура товародвижения эффект от цифровизации незначительный», — говорит Артем Долгих, директор по развитию бизнеса в компании AXELOT.
Хотя решения для сельского хозяйства не входят в перечень объектов критической инфраструктуры, требования к стабильности их работы очень высокие! Работа идет с живыми объектами, которые далеко не всегда устойчивы к изменению параметров среды. Например, повышение температуры на несколько градусов может привести к быстрой гибели мальков и даже взрослой рыбы, что рыбоводческое хозяйство может поставить на грань банкротства. Поэтому ИТ-решения, сознанные для сельхозпроизводства, должны обладать резервным питанием, киберзащитой и другими элементами, нужными для обеспечения непрерывности.
Многое упирается в финансы
Проблемы с развитием ИТ упираются в недостаток финансовых средств — свободных денег у сельхозпредприятий традиционно нет. Привлечь заемные деньги непросто — производственные циклы в сегменте достаточно протяженные, кроме того, производство рискованное из-за внешних факторов, предсказать которые проблематично (влияние оказывают погодные условия, возможны эпизоотии и прочие напасти). В результате для развития нужно активное участие государства в качестве инвестора.
Отдельные проекты, направленные в рассматриваемый сегмент, существуют. Например, г-н Долгих напоминает про грантовые программы от РФРИТ. Про государственную программу финансирования крестьянско-фермерских хозяйств говорит Юрий Емельянов, начальник центра информационных технологий ИМПЭ им А. С. Грибоедова, который также высоко оценивает программу грантов, запущенную в 2022 году и действующую во всех областях РФ. Недостаток финансирования и доступных программ по цифровизации АПК со стороны государства отмечает г-н Воробьев.
В условиях недостатка финансирования становятся особенно важными вопросы приоритизации, а с этим не все гладко — иногда приходится сталкиваться с инертностью заказчиков из сельхозсектора.
«Множество предприятий в сельском хозяйстве, особенно те, которые существуют долгое время, могут столкнуться с инерцией изменений из-за привычек и рутинных процессов, которые сформировались со временем, а также из-за высокого процента возрастных сотрудников, — отмечает Родион Уваров, заместитель директора по развитию в ЦФО компании „Галэкс“. — Это может замедлить принятие новых ИТ-решений, даже если они способны значительно улучшить эффективность и результативность работы».
Вместо заключения
Тренды ИТ для обеспечения задач сельского хозяйства практически такие же, как и на других вертикальных рынках: IIoT, AI, Big Data, RPA и т. д. Модная тема, связанная с дронами, а также автопилотируемой и со-пилотируемой наземной техникой, как видно, тоже присутствует, но только как одно из востребованных направлений. Подчеркнем, что все эти технологии достаточно развитые, что упрощает их применение для специфических задач сельхозпредприятий.
Хай-тех-компаниям, поставляющим ИТ-решения для сельхоз-сектора, нужна экспертиза как в техническом плане, так и в вопросах финансирования.
«В нашем портфеле есть целый ряд продуктов, которые разработаны совестно с РФРИТ, — говорит г-н Долгих. — Важно отметить не только софинансирование, но и активное профессиональное участие специалистов РФРИТа, которые оценивают и функциональную актуальность, и технологическую современность».
Интеграторов, понимающих специфику направлений в сельском хозяйстве и способных создавать узкоспециализированные решения, достаточно большое количество на российском рынке, отмечает г-н Емельянов.
Однако большинство игроков рынка понимают, что альтернатив широкомасштабному внедрению цифровых решений для «точного животноводства» и «точного земледелия» в настоящее время нет. Иные варианты для экстенсивного развития в деле производства продовольствия пока отсутствуют.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News