28 сентября 2023 г.
Больше половины опрошенных признали, что грешат чревоугодием.
- 56% россиян следят за своим питанием (+7 пп. к 2014 г.), каждый пятый ест, что хочет (19%, —8 пп. к 2015 г.).
- 19% россиян считают себя гурманами (+3 пп. к 2020 г.), 79% — не считают (—4 пп. к 2020 г.).
- 54% россиян признались, что иногда переедают.
- 52% не всегда могут удержаться от покупки или заказа слишком аппетитной еды, покупая или заказывая больше, чем планировали.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в рамках спецпроекта с KP.RU о смертных грехах и отношении к ним российского общества представляет результаты опроса о склонности россиян к чревоугодию.
О питании...
Еда в современном обществе стала не просто способом удовлетворения физиологических потребностей, но и объектом интереса и страсти для многих людей. Мы живем в эпоху популяризации гастрономического искусства, программ о кулинарии, блогов о еде и разнообразия предлагаемой пищи. Рестораны, кафе и фудкорты насыщены огромным выбором блюд из различных кухонь мира. Устоять перед искушением и не пуститься во все тяжкие порой непросто. Но большая часть россиян не поддается чревоугодию, следят за своим питанием — 56%, в том числе 23% соблюдают диету (выбранную самостоятельно (14%) или прописанную врачом (9%)), а каждый третий старается есть здоровую пищу (33%). За девять лет измерений (с 2014 г.) российское общество в самоописаниях гастрономических привычек стало выглядеть здоровее: доля россиян, следящих за своим рационом, в этом году достиг максимального значения — 56% (2014 и 2017 гг. — 49%, 2018 г. — 53%). Это произошло в том числе за счет роста доли тех, кто придерживается диеты, с 2014 г. показатель увеличился на 10 пп. (2014 — 13%, 2023 г. — 23%). Вероятно, диета как какой-то образец, правило, система — наметившийся тренд в питании россиян.
- Чаще других придерживаются диеты молодежь до 35 лет
(27–25%) и россияне старше 60 лет (30%). Однако причины диеты в этих группах разные: молодежь чаще самостоятельно выбирает себе диету (22% в группе до 25 лет), а старшее поколение придерживается рекомендации врачей (15%). - Диетическое питание отличает также «богатых» россиян (20%) и столичных жителей (31%).
- Доля сторонников здорового питания выше среди женщин (38% vs. 26% среди мужчин), 35—44-летних (40%), с высшим образованием (39%) и жителей городов в целом
(37–38%).
Пятая часть наших сограждан признались, что едят все, что хотят, и проблемы со здоровьем их при этом не беспокоят (19%), в 2015 г. таковых было 27%, а в 2018 г. — 15%. Этот подход к питанию ближе к мужчинам (26%, каждый четвертый) и аудитории с хорошим материальным положением (25%).
Еще 23% сообщили, что у них нет возможности думать о качестве пищи, они едят то, что могут себе позволить. За пять лет показатель сократился на 9 пп. (2018 г. — 32%). Среди россиян с плохим материальным положением таковых 48%, то есть каждый второй. Показатель также выше в группе старше 60 лет (29%) и среди жителей села (31%).
...гурманстве...
Восемь из десяти россиян отметили, что не считают себя гурманами (79%), в пристрастии к изысканной пище и умение в ней разбираться признался каждый пятый — 19% (+3 пп. к 2020 г.).
«Типичный гурман» — это мужчина или женщина (21% и 18%), до 45 лет
«Типичный не гурман» — это мужчина или женщина (77% и 80%), старше 60 лет (85%), со средним специальным образованием (84%), плохим материальным положением (84%), проживающий в небольшом населенном пункте с численностью населения до 100 тыс. чел. (83%) или селе (84%), активный телезритель (85%).
...и переедании
Разнообразие вкусов и еды, которое отличает современное потребление, может иметь отрицательные последствия — например, неправильное питание или переедание. Согласно опросу ВЦИОМ, с проблемой переедания никогда не сталкиваются 46% россиян, почти столько же признались, что переедают редко, например, в отпуске или по праздникам (45%). Каждый десятый отметил, что такие ситуации возникают часто или почти всегда (9%).
- Наиболее сдержанными в питании оказались россияне старше 60 лет — среди них 57% никогда не переедают. Сельские жители также чаще умеренны в еде (55%), чем столичные жители (40%) или жители городов-миллионников (38%).
Маркетинговые усилия способствуют тому, что покупатели и посетители мест общественного питания не всегда могут устоять от покупки лишнего или заказа дополнительной порции привлекательного блюда. По собственному признанию, на такие уловки с разной периодичностью поддаются половина россиян — 52%. В том числе каждый десятый часто или всегда не может отказаться от покупки или заказа еды и покупает больше, чем планировал, из-за того, что еда выглядит слишком аппетитно — 11%. Еще 41% делают так редко. Особенно уязвимыми перед аппетитными блюдами оказались молодые люди
- К импульсивным покупкам или заказу еды из-за ее аппетитного вида в большей степени склонны женщины (54% vs. 49% среди мужчин), 35—44-летние (59%) россияне с высшим образованием (56%), хорошим материальным положением (56%), жители одной из столиц (67%), а также крупных городов — городов-миллионников или с численностью населения
500–950 тыс. чел. (по 57%) и активные потребители интернета (59%). Можно предположить, что у этой группы россиян в принципе «есть доступ» к продуктовому разнообразию и соблазнам, доходы позволяют не экономить, а жизнь в крупном городе — посещать разнообразные кафе, рестораны, супермаркеты.
Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ