29 сентября 2023 г.
Ассоциации Разработчиков и Производителей Электроники опубликовала открытое письмо в поддержку российских разработчиков микросхем и производителей оборудования по итогам резонанса, вызванного появлением в медиапространстве видеоролика Максима Горшенина об использовании микросхем «Миландр» в мониторах «Лайтком».
Публикуем его целиком.
Видеоролик Максима Горшенина об использовании микросхем «Миландр» в мониторах компании «Лайтком» вызвал большой резонанс среди компаний отрасли и привлек внимание государственных регуляторов. Представляем позицию Ассоциации Разработчиков и Производителей Электроники по этому поводу.
Напомним, что на прошлой неделе появился сюжет блогера Максима Горшенина об обнаружении незадокументированного иностранного чипа в мониторе
V-MAX ПЦВТ .852859.300 от компании LightCom (прим. ред).
Мы рассчитываем, что уполномоченные органы государственной власти дадут объективную оценку соответствия ситуации действующим нормативным требованиям. Надеемся, что к участию в экспертизе будут привлечены специалисты компаний разработчиков и производителей мониторов. В опубликованных видеороликах мы не видим нарушений действующего законодательства.
Представленный в видеоролике электронный модуль разработан компанией «Миландр», в том числе, для продвижения своих микросхем на рынке компьютерной техники. Компания «Лайтком» использовала его в своих мониторах.
Действующее регулирование позволяет внести продукцию в реестр российской промышленной продукции (далее — Реестр) и получить доступ к государственным закупкам при оценке уровня локализации монитора в 65 баллов в 2023 году и в 90 баллов с 1 января 2024 года. Общая оценка уровня локализации мониторов «Лайтком», представленных в видеоролике, составила 140 баллов, из них только 30 за использование российской микросхемы. По действующим нормам баллы начисляются независимо от выполняемых микросхемой функций. Таким образом, действующие нормы закона не нарушены. Также не нарушены интересы заказчиков, которые могут выбрать продукцию конкурентов, представленную в Реестре. Одновременно с этим очевидно, что действующая нормативная база не создает стимулов для применения в российском периферийном оборудовании отечественной микроэлектроники, так как 90 баллов можно набрать без российских электронных компонентов даже в перспективе после 2024 года.
Компания «Лайтком», в отличие от большинства конкурентов, использовала электронные модули российской разработки, в которых использована микросхема «Миландр». Таким образом, сотрудничество «Лайтком» и «Миландр» показывает практические возможности развития российской разработки и производства электронного оборудования с использованием отечественных компонентов. Это заслуживает поддержки отраслевого сообщества, но никак не осуждения. Считаем, что требование российской разработки модулей, которые выполняют основной функционал оборудования, необходимо закрепить в регулировании в качестве обязательного. Только российская разработка схемотехники основных модулей формирует условия для создания доверенных решений, повышения технологического суверенитета и устойчивого развития отраслевой экосистемы. По действующему законодательству российская разработка ключевых модулей не обязательна, достаточно предъявить права на документацию, полученную от зарубежных партнеров.
Обсуждение видеоролика в профессиональном сообществе проявило недочеты государственного регулирования. Требования по уровню локализации продукции формируются ситуационно, изменения в методике оценок не соответствуют задачам развития отрасли. Требования допускают разночтения, которые, с одной стороны, позволяют поставщикам зарубежных разработок вносить свою продукцию в реестр, с другой стороны, российские разработчики и производители могут стать объектом обвинений в недобросовестности.
Ужесточение контроля не может повысить качество экспертизы при действующем эклектичном наборе балльных требований. Для повышения качества регулирования необходимо, в первую очередь, привести требования постановления Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» в соответствие с целями отраслевой политики — переход на доверенные решения российской разработки, в том числе — выделить обязательное требование российской разработки ключевых электронных модулей. Далее нужно нормировать вариативные (балльные) требования, исходя из максимальной оценки в 100%, определить долю модулей каждого типа в оборудовании и долю компонентов каждого типа в электронных модулях.
Учитывая, что доработка нормативной базы требует времени, все компании отрасли будут оставаться в условиях значительной правовой неопределенности. С учетом этого, просим участников рынка сохранять уважительное отношение к коллегам, не поддаваться на информационные провокации, не дискредитировать конкурентов. Ассоциация выступает с осуждением любых видов недобросовестной конкуренции и эскалации обвинений до разъяснения официальных решений и результатов экспертизы конфликтных эпизодов. Рекомендуем, в случае появления претензий к участникам рынка, обсуждать их с руководителями и собственниками компаний, в случае разногласий — документировать их протоколом, привлекать отраслевые общественные организации для независимой экспертизы.
Члены АРПЭ всегда могут рассчитывать на соответствующую коммуникационную и экспертную поддержку со стороны аппарата ассоциации.
Источник: Пресс-служба АРПЭ