9 октября 2023 г.
Масштабный креативный сектор — отличительная черта наиболее успешных глобальных городов. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в ходе новой волны измерения креативных индустрий зафиксировал заметный прирост их доли в экономике российской столицы. Развитые креативные индустрии повышают привлекательность Москвы для талантов и обеспечивают ее присутствие в топ-10 инновационных городов мира.
Справочно: Методология оценки динамики развития, масштабов и структуры креативных индустрий Москвы впервые апробирована в пилотном исследовании ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Главные выводы:
- Численность занятых в креативной экономике Москвы в 2022 г. превысила 1,2 млн чел., это примерно каждый седьмой работник в городе. Из них большинство (739 тыс. чел.) сосредоточены в креативных индустриях (музыке, исполнительском искусстве, дизайне, создании видеоигр, пр.). Еще 464 тыс. чел. работают в креативных профессиях в других отраслях (например, специалистами по ИКТ или рекламе в финансовом секторе или дизайнерами в промышленности).
- Большинство занятых в креативных профессиях в Москве моложе 45 лет (69%), имеют высшее образование (73%), работают по специальности (85%) преимущественно в таких сферах, как культура и искусство, ИКТ, реклама и маркетинг, связи с общественностью, архитектура и дизайн (на указанные профессии приходится 80% занятых). Доля мужчин в креативных профессиях в столице немного (на 6 п. п.) превышает среднее значение по стране (50%).
- Вклад творческого сектора в столичную экономику стабильно растет. В 2022 г. добавленная стоимость (ВДС) в креативных индустриях Москвы достигла 2,4 трлн руб., что составило 9,1% валового регионального продукта (ВРП). Для сравнения: в 2019 г. аналогичные показатели были на уровне 1,5 трлн руб. ВДС, или 7,4% ВРП. Рост добавленной стоимости, создаваемой в столичном креативном секторе, за последние три года превысил 23% в постоянных ценах.
- Креативные индустрии Москвы демонстрируют разную динамику, однако в целом устойчивы к влиянию кризисов. Почти 70% вклада креативных индустрий на данный момент обеспечивают три отрасли: ИТ, видеоигры и реклама. Причем если ИТ-индустрия с 2019 г. выросла более чем вдвое, то реклама немного сократилась, испытав на себе шоки 2020 и 2022 гг. Уверенный рост в последние годы также демонстрировали архитектура и дизайн, ювелирное дело и мода. Пандемия COVID-19 вызвала спад (к настоящему времени практически преодолен) в телерадиовещании и издательской деятельности; сильнее всего от пандемии пострадали и пока не вернулись к уровню 2019 г. музыка и исполнительское искусство, образование в креативных индустриях, музеи, библиотеки, архивы и культурное наследие. Заметное снижение на фоне текущей геополитической ситуации испытывают реклама, кино и анимация.
- Москва выступает драйвером креативной экономики страны, обеспечивая 64,6% ВДС креативных индустрий России. В рекламе, телерадиовещании, кино и анимации, ИТ и видеоиграх данный показатель еще выше
(77,4–87,2%). Такой вклад объясняется не только «фактором мегаполиса», но и успешным опытом реализации мер поддержки со стороны Правительства Москвы.
Комментирует Евгений Куценко, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: «Сравнение результатов разных волн нашего исследования показывает на примере столицы, как традиционные креативные индустрии (исполнительское искусство, музеи, библиотеки и культурное наследие) постепенно уступают новым, ориентированным на растущий коммерческий спрос и массовое внедрение передовых, прежде всего цифровых, технологий. Среди них главной, по сути, преобразующей отраслью является ИТ; также следует отметить значительный потенциал архитектуры и дизайна, моды, кино и анимации. Именно от их успешного развития во многом будет зависеть долгосрочная конкурентоспособность Москвы по сравнению с другими глобальными центрами притяжения талантов. Факторы, системно на это влияющие, мы анализируем в рамках другого исследования — при формировании Рейтинга инновационной привлекательности мировых городов. Наши расчеты показывают, что высокие позиции российской столицы (в HSE GCII 2023 входит в топ-10) опираются в том числе на заделы по целому ряду креативных индустрий.
Важным трендом последних лет, выделяющим столицу на фоне других мегаполисов и регионов страны, является профессионализация среды в креативных индустриях: айтишники, дизайнеры, рекламщики выбирают для профессиональной реализации в первую очередь специализированные организации. Все более тесное горизонтальное взаимодействие креативных сил в значительной степени будет определять дальнейшее развитие креативного сектора Москвы».
Источник: Пресс-служба компании ИСИЭЗ НИУ ВШЭ