24 октября 2023 г.
- Общие продажи (GMV) выросли на 40% и превысили уровень 3 квартала 2021 года (рекордного года для Группы).
- EBITDA Группы за 3 квартал 2023 года превысит 4 млрд рублей, увеличившись более чем на 80% год-к-году (согласно предварительным данным).
- Компания сохраняет прогноз по существенному снижению долговой нагрузки и возврату к умеренному уровню нагрузки по показателю Net debt/Ebitda на конец 2023 года.
- Компания готова к высокому сезону, в том числе благодаря существенному расширению ассортимента.
ПАО «М.видео» сообщает объединённые неаудированные показатели общих продаж (GMV, gross merchandise value) за третий квартал, окончившийся 30 сентября 2023 года, а также публикует обзор бизнеса и ключевые события третьего квартала и после отчётной даты.
Ключевые операционные итоги за третий квартал 2023 года
- Общие продажи (GMV ) Группы выросли на 40% год к году и составили 140,3 млрд рублей (с НДС). В 3 квартале 2023 года Группа превысила товарооборот 3 квартала 2021 года.
- Общие онлайн-продажи компании выросли на 50% до 98,1 млрд рублей (с НДС), составив 70% от GMV Группы.
- Оборот мобильной платформы вырос на 51% до 73,7 млрд рублей и составил 75% от общих онлайн-продаж. На мобильные решения уже приходится 53% оборота Группы.
- Трафик, включая онлайн и магазины, в третьем квартале 2023 г. показал рост на 3,3% год к году, при одновременном росте конверсии в покупку, и составил порядка 300 млн посещений. Рост трафика в мобильном приложении составил 9,3%.
- Общие установки пользовательских мобильных приложений М.Видео и Эльдорадо увеличились на 45% к прошлому году, превысив 65 миллионов.
- Продажи на собственном маркетплейсе выросли в 3 квартале в 2,5 раза год к году на фоне увеличения количества селлеров более чем в два раза и удвоения доступного ассортимента компании до порядка 150 тысяч наименований. Доля площадки в общих онлайн-продажах Компании возросла на 70%.
- Сеть магазинов М.Видео и Эльдорадо на конец сентября 2023 года составила 1 213 магазинов всех форматов (+15 новых магазинов в третьем квартале) в более чем 360 городах России. С начала года компания открыла 28 магазинов М.Видео в новом эффективном компактном формате, до конца года планируется появление ещё порядка 30 таких розничных точек.
Главный исполнительный директор Группы М.Видео-Эльдорадо Сергей Ли комментирует: «Ускорение роста основных операционных и финансовых показателей компании в третьем квартале подтверждает правильность выбранного курса и обновлённой бизнес-модели. По уровню общих продаж (GMV) и общих онлайн-продаж мы превысили результат 3 квартала 2021 года. Впереди у нас один из ключевых периодов года — высокий сезон, по итогам которого мы намерены поддерживать высокие темпы роста. Для этого мы усилили направление логистики и нарастили объёмы товарных запасов более чем на 40% к прошлом году. Мы также увеличили выбор брендов относительно прошлого года и представленность эксклюзивных товаров, расширив ассортимент на 35%, в том числе за счёт широко известных у нас в стране брендов и быстрорастущих в последнее время Haier, Hisense, Huawei, Grundig».
Финансовый директор Группы М.Видео-Эльдорадо Анна Гарманова поясняет: «Увеличение GMV в июле-сентябре на уровне 40%, высокая оборачиваемость товара и контроль расходов позволили обеспечить высокие финансовые показатели и снизить долговую нагрузку. По предварительным данным, в третьем квартале рост EBITDA1 год к году составит не менее 80%, а в абсолютном значении мы получим более 4 млрд рублей. Показатель Net debt/EBITDA1 продолжает снижаться по сравнению с уровнем на конец первого полугодия 2023 года и уже находится на отметке менее 5х. Мы сохраняем свой прогноз по существенному снижению долговой нагрузки и возврату к умеренному уровню нагрузки по показателю Net debt/EBITDA на конец 2023 года. Мы ведём постоянный конструктивный диалог с кредиторами и инвесторами и в настоящий момент ожидаем сохранения текущего графика платежей по долгу компании».
Факторы, повлиявшие на результаты за третий квартал 2023 года:
- Рост общих продаж (GMV) Группы в третьем квартале ускорился до 40% год к году на фоне восстановления спроса на основные категории товаров бытовой техники и электроники как в денежном, так и в натуральном выражении относительно прошлого года.
- В результате стабилизации поставок и расширения ассортимента товаров Группа существенно увеличила продажи товаров, традиционно пользующихся повышенным спросом в 3 квартале в период подготовки к учебному году и старта делового сезона. В большинстве таких категорий М.Видео-Эльдорадо показала рост выше рынка. Так, продажи смартфонов удвоились относительного того же периода в прошлом году, смарт-колонок — увеличились на 55%, смарт-часов и фитнес-трекеров — на треть, в компьютерной технике оборот в сегменте планшетов вырос почти на 75%, в моноблоках прибавил более 90%, в ПК — на 80%. В несколько раз вырос спрос на софт для компьютеров от российских разработчиков.
- В 3 квартале продолжился рост продаж брендов из Китая, Турции, а также России, Беларуси и Узбекистана. При этом доля брендов и товарных линеек, эксклюзивно представленных на площадках М.Видео-Эльдорадо, включая собственные торговые марки, достигла 11,5% от оборота, формируя все более значимую точку роста и дифференциации на рынке.
- В условиях волатильности курсов и цен традиционно выросла роль магазинов и профессиональных консультаций при выборе товаров и совершении покупок, что позволило Группе эффективно реализовать преимущество разветвлённой сети магазинов с квалифицированным персоналом и сервисом. Порядка 90% всех продаж совершались с использованием инфраструктуры магазинов Группы.
- Объем кредитных продаж Группы, характеризуемых в том числе более высоким средним чеком, в 3 квартале вырос на 80%, увеличив долю в продажах на 3,5 п.п., на фоне макроэкономической волатильности. При этом Группа сохранила рекордный уровень одобрения кредитов (офлайн ~80%, онлайн ~60%), несмотря на произошедшее повышение ключевой ставки. Дополнительную поддержку кредитным продажам, оказал высокий интерес покупателей к обновлённым кредитным продуктам и программам, охватывающим расширенный ассортимент техники и реализуемым на срок до 30 месяцев. Все финансовые продукты, предлагаемые покупателям, Группа реализует через свою дочернюю компанию «Директ Кредит», охватывающую порядка 20% рынка POS-кредитования.
- В рамках развития финтех-направления на базе собственной платформы потребительского кредитования «Директ Кредит» Группа запустила ряд новых финансовых продуктов, включая первые в стране рассрочки до 36 месяцев с кэшбэком в виде бонусов на следующие покупки. Кроме того, новая программа М.Рассрочка предоставляет клиенту возобновляемый лимит средств в рамках единожды одобренной суммы без первоначального взноса на покупки техники. В рамках М.Рассрочки запущен сервис оплат без комиссии ежемесячных платежей непосредственно в мобильном приложении М.Видео, что позволяет дополнительно наращивать регулярный трафик в приложении.
- Динамика клиентской базы в 3 квартале была в среднем на 7% лучше, чем за сопоставимый период прошлого года. Рост обеспечивается активным притоком новых клиентов (+21% год к году) и реактивацией действующих, совершавших покупки более 12 месяцев назад (+29% год к году), что подтверждает высокую степень лояльности клиентов к брендам Группы. Около четверти новых и реактивированных клиентов привлечены в цифровые каналы продаж. Клиенты Группы продолжили активно пользоваться мобильными инструментами при совершении покупок. Доля мобильной платформы, включающей приложения покупателя и продавца, в общем обороте выросла год к году на 4 п.п. до 53%. Это позволяет компании все в большей мере напрямую коммуницировать с покупателями и более эффективно использовать промо и рекламные механики.
Ключевые события третьего квартала 2023 года и после отчетной даты:
- 19, 20 октября Группа М.Видео-Эльдорадо в соответствии с графиком выплатила купонный доход по биржевым облигациям серии 001Р-01, 001Р-04. Общий объем выплат составил более 459,5 млн рублей.
- 22 августа на срочном рынке Московской биржи начались торги поставочными фьючерсными контрактами на акции ПАО «М.видео». Лот контракта составляет 10 обыкновенных акций, шаг цены — 1 российский рубль, короткий код MV (код базового актива — MVID). Решение Мосбиржи начать торги деривативами М.Видео является реакцией на высокий интерес инвесторов к ценным бумагам Группы участников фондового рынка и подтверждает высокую ликвидность ценных бумаг компании.
- Группа получила наивысшие оценки цифровизации клиентского опыта по версии сразу двух влиятельных рейтингов — Naumen и Фонда Сколково. Согласно исследованиям, ритейлеру удалось создать лучший в ритейле бесшовный опыт в мобильных приложениях, на сайтах и в магазинах обоих брендов, а также обеспечить качественное обслуживание клиентов как в контакт-центре, так и в цифровых каналах с помощью собственного чат-бота.
- Группа запустила пилот по подключению магазинов к интеллектуальной системе автоматизированного управления электропотреблением с помощью IoT-устройств («умных» датчиков, контроллеров и специального ПО). Решение будет реализовано в 650 магазинах по всей стране в течение трёх лет. По итогам первых месяцев пилота в девяти «умных» магазинах расходы на электроэнергию снизились в 1,5 раза по сравнению с сопоставимыми розничными объектами. В целом по итогам года технология позволит сэкономить уже около 11% расходов на электроэнергию розничной сети.
- Группа стала крупнейшим оператором электронных отходов в России и ключевым партнёром первого в России комплекса заводов по переработке электроники «Корпорации Экополис». М.Видео и Эльдорадо агрегируют ~15% от общего объёма поступивших на заводы утилизатора устройств.
- Группа М.Видео-Эльдорадо начала долгосрочне сотрудничество с основателем и ведущим YouTube-канала Wylsacom — техноблогером Валентином Петуховым, присоединившимся к компании в качестве директора по анпакингу.
Операционные показатели М.Видео-Эльдорадо за 3 квартал и 9 месяцев 2023 года
млрд руб. с НДС |
3 кв ‘22 |
3 кв `23 |
Изм., % |
9М `22 |
9М `23 |
Изм., % |
GMV3 |
100,3 |
140,3 |
+40,0% |
362,4 |
359,3 |
-0,9% |
Общие онлайн-продажи4 |
65,3 |
98,1 |
+50,3% |
241,5 |
253,5 |
+5,0% |
Доля общих онлайн-продаж от GMV, % |
65,1% |
69,9% |
+4,8пп |
66,6% |
70,5% |
+3,9пп |
Оборот мобильной платформы5 |
48,7 |
73,7 |
+51,3% |
170,6 |
184,3 |
+8,0% |
Доля мобильной платформы в общих онлайн продажах |
74,6% |
75,1% |
+0,5пп |
70,6% |
72,7% |
+2,1пп |
Источник: Пресс-служба компании М.Видео-Эльдорадо