31 октября 2023 г.
В настоящий момент вопросы импортозамещения «по софту» во многом решены. Во многом, но не полностью. И поэтому основная задача сейчас — закрыть все направления программных решений, которых оказывается достаточно много.
Импортозамещение еще не закончено
Почти 80% зарубежного программного обеспечения уже имеет российские аналоги, заявлял Дмитрий Чернышенко, вице-премьер Правительства РФ, с прошлого года до сентября этого. Сейчас г-н вице-премьер несколько пересмотрел свою точку зрения и говорит, что осталось импортозаместить только порядка 10%, но уточняя, что в это количество входят остро необходимые рынку программные решения.
Лишь около половины российских программных решений являются зрелыми продуктами, остальные, как отмечал г-н Чернышенко, еще нужно развивать и совершенствовать до современного уровня. С этим согласен Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, который в выступлении на форуме РБК Tech 2023 отметил, что нужно еще «дотягивать» [уровень] производителей, чтобы получить российские решения мирового класса, к которым привыкли.
Как видно, на данный момент санкционно-устойчивую программную составляющую ИТ-рельефа полностью на российском софте построить невозможно по причине наличия некоторых пробелов в спектре предложения от локальных компаний. Даже с имеющимися продуктами строить решения для корпоративных заказчиков не всегда просто: зачастую там, где нужен был один глобальный продукт, приходится внедрять
Такая ситуация создает для ИТ-инфраструктуры дополнительные риски — любой инженер скажет, что необходимость «дополнительных» компонент и «сопряжений» между ними ведет к снижению надежности системы.
Иногда возникают достаточно серьезные сложности. «На данный момент на практике заказчику приносят разрозненные продукты от различных вендоров и по отдельности начинают внедрять, и как итог — нерабочая инфраструктура, возникающие вопросы клиента к надежности решения, обращение в сервис и размытие зон ответственности», — говорит Алексей Тюрин, заместитель директора дирекции внедрения и сопровождения ГК «Астра».
Методы минимизации рисков известны, но они требуют ресурсов, причем не только финансовых и временных, но и рабочих рук, которые сейчас в дефиците. Это объясняет, почему среди российских компаний импортозамещение идет не быстро, почему среди корпоративных заказчиков достаточно много «ждунов», о которых мы упоминали в предыдущей части статьи.
Работы предстоит много, стоит она дорого
Представители российских разработчиков ПО демонстрируют оптимизм. Например, уверенность в создании полного спектра российских программных продуктов на горизонте
Однако, революция в национальном ИТ — а происходящее качественно меняет рельеф! — обходится достаточно дорого. Государство субсидирует процессы импортозамещения разными способами, соответствующие процессы идут в разных отраслях национальной экономики, но сфера ИТ — одна из самых поддерживаемых Правительством, как отметил г-н Шадаев. Важно, что государство поддерживает как разработчиков, так в ряде случаев и заказчиков российского софта.
Как бум повлиял на разработчиков ПО
Российские разработчики очень разные, как по размеру и времени присутствия на рынке, так и по уровню зрелости в качестве вендоров. Компании, выпускающие софт на российский рынок, представлены тремя крупными группами. Миграции из группы в группу пока редки, как и любые другие изменения, когда идет «переход количества в качество».
- Традиционные вендоры — с развитыми отдельными продуктами и продуктовыми линейками, налаженными канальными продажами, техподдержкой, партнерской сетью и т. д. — существуют, но они по понятной причине немногочисленны.
- Новые вендоры — компании, ранее разрабатывавшие программные решения для своих задач, но выпустившие их на рынок в качестве продуктов — класс достаточно многочисленный, причем разнообразный. Там есть и банки, и подразделения телеком-операторов, и системные интеграторы, и небольшие разработчики, ранее работавшие на одного-двух «корневых заказчиков». В качестве вендора такие компании бывают разной степени зрелости: одни понимают необходимость наличия в продукте пользовательской ценности, смысл вендорского бизнеса, актуальность канала и важность «партнерки», другие об этом начинают догадываться, причем еще не обо всех компонентах данного перечня. Разработка получает шанс стать коммерчески оправданной только после упаковки в продукт, что требует компетенций, а также времени и инвестиций, подчеркивает Алексей Тюрин.
- «Инвестиционные» вендоры — группа пока немногочисленная по причине проблем с инвестициями в российских условиях. В большинстве случаев это стартапы, получившие финансирование и создающие собственный продукт — на основе своей технологии, «допиливанием» opensource-решений, адаптируя тем или иным способом код глобального продукта под требования «российского софта» (так поступают, например, местные дочки российских компаний, ставших глобальными) и т. д. В большинстве случаев эти компании понимают разницу между «программой» и «продуктом», актуальность канала для масштабных продаж и прочие парадигмы, лежащие в основе вендорского бизнеса, но в силу недолгого нахождения на рынке не все из таких компаний пробовали все это на практике.
Чуда не произошло, «денежный дождь», пролившийся на разработчиков, к количественным изменениям уже привел, но к качественным — пока нет. Это предсказуемо, так как глубинная динамика требует времени.
Основной вопрос: что дальше?
«Объединение усилий лучших российских компаний и создание межвендорских продуктов позволяет ускорить процесс становления России как суверенного государства в сфере информационных технологий», — отметил Алексей Мельников, управляющий партнер ИТ-холдинга Fplus. Достижение целей требует усилий разнотипных игроков канала — вендоров, дистрибьюторов, интеграторов и т. д. — а также государственного протекционизма. Соответствующие процессы идут, причем достаточно успешно. Однако уже сейчас стоит задуматься о ситуации, которая ждет национальную разработку в ближайшем будущем.
Функционально полный спектр современных продуктов создать вполне возможно. Но глобальный спектр в качестве рынка сбыта в настоящее время может рассчитывать на национальную экономику, которая составляет около 2% от глобальной. Напомним, что программные продукты не относятся к решениям класса «поставил-и-забыл», софтверные решения для корпоративных заказчиков приходится постоянно совершенствовать, «латать» и развивать, что требует достаточно много денег.
«Рынок нуждается во все более функциональных цифровых рабочих пространствах, объединяющих традиционные инструменты для работы с документами и коммуникаций, — говорит Петр Щеглов, директор по продуктовому маркетингу компании „МойОфис“. — Мы понимаем, что обеспечить актуальные потребности бизнеса поможет только синергия программных продуктов различных классов».
А чтобы синергия стала реальностью, продукты должны быть совместимы между собой. Обеспечение совместимости в среде «линуксов» является практически непрерывным процессом, который тоже небесплатный.
Вместо заключения
Для успеха импортозамещения, которое пока является внутренним процессом, российской индустрии разработки ПО требуется внешняя экспансия. Российскому софту необходим выход за пределы рублевой зоны, как мы неоднократно отмечали. Если этого не произойдет, и российские вендоры окажутся заперты на локальном рынке, то начнется дефицит ресурса на развитие программ, что, как отмечает Валентин Макаров, президент Ассоциации «РусСофт», достаточно быстро приведет к утрате темпов развития софтверной индустрии и, как следствие, создаст проблемы развитию всей национальной экономике.
Однако для иностранных заказчиков не работает ни один из российских мотивирующих факторов: ни российское происхождение продукта, ни санкционная устойчивость, ни требования регуляторов РФ. А риски от внедрения новых продуктов, причем от молодых вендоров из далекого региона — присутствуют. В таких условиях для успешной экспансии нужно опережающее развитие продуктов.
Необходимо появление у программных систем, созданных в процессе импортозамещения, функциональных возможностей нового типа, поддержка российскими программами потребностей завтрашнего дня, которые только появляются у корпоративных заказчиков, ориентацией на новый технологический уклад. В этом плане большие надежды возлагают, в частности, на «искусственный интеллект».
«„Искусственный интеллект“ является одной из основных технологий нового технологического уклада, который базируется на массовом внедрении цифры во всех секторах экономики и во всех областях жизни», — говорит г-н Макаров.
Вопрос о перспективах выхода российских вендоров на региональные рынки остается открытым. Для этого нужны ресурсы не только для развития продуктов, но и для разворачивания «на местах», инфраструктуры для продвижения, что тоже является делом сложным, различающимся от страны к стране даже в пределах одного региона, и затратным.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News