24 ноября 2023 г.
Компания Cactus обновила линейку проекторов, что интересно как техническими характеристиками новинок, так и действиями вендора на фоне происходящего в сегменте.
Ситуация в сегменте проекторов
Локальному российскому рынку нужно проекционное оборудование. Этот тезис подтверждают продажи проекторов, которые активно растут. Во втором полугодии прошлого года сегмент был в стагнации — сказывалась общая неопределенность, но в этом году ситуация радикально поменялась. Мощный рост продаж проекторов пошел начиная с первого квартала: за первые 3 месяца 2023 г. в РФ было продано 35,7 тыс. аппаратов на сумму в 29,6 млн долл., по данным ITResearch, то есть прирост в натуральном выражении по сравнению с 1Q22 — последним кварталом, на протяжении части которого отсутствовали санкции — составляет +92% в натуральном выражении и +32% в денежном. Заметим, что за указанный период средневзвешенная стоимость проекторов снизилась с 1200 до 830 долл.
В отдельных нишах рост идет еще быстрее, существенно опережая общую динамику сегмента. Например, рост штучных продаж видеопроекторов для домашнего кинотеатра за первые 8 месяцев этого года вырос в 5,5 раз (!) относительно того же периода 2022, по данным группы «М.Видео-Эльдорадо». Заметим, что аналитики компании также отменяют существенное — почти вдвое — снижение среднего чека в категории, который достиг 85 тыс. руб.
«Устройства с большой проекцией на стены, экраны или другие поверхности универсальны и активно пользуются спросом на фоне увеличения популярности домашних развлечений — просмотра фильмов, сериалов и гейминга, растущего общего видеопотребления и расширения выбора контента, также отлично подходят для совместного досуга с детьми, путешествий или рабочих задач в домашних условиях», — говорит Алексей Никонов, руководитель департамента «Кино и Звук» в Группе «М.Видео-Эльдорадо». Он отмечает, что сегмент домашних проекторов имеет потенциал для дальнейшего роста, с учетом невысокого проникновения товаров этой категории в область, контролируемую телевизорами, а также активно растущего спроса со стороны покупателей и заинтересованности производителей в развитии в этом направлении.
Рельеф вендоров существенно изменился
Из российского сегмента проекционного оборудования еще в прошлом году по понятным причинам ушли гранды — Epson, BenQ, InFocus и другие. Официальные представительства этих компаний закрыты, поставки в традиционных форматах остановлены, фирменная техподдержка свернута. Однако оборудование этих поставщиков в продаже присутствует — причем не только включенных в списки «параллельного импорта» — более того, в ряде случаев занимает ведущие позиции в сегменте. Например, в первом квартале лидером по продажам проекторов стал «отсутствующий» InFocus, по данным ITResearch.
Текущая ситуация дает уникальный шанс на расширение компаниям, которые активны на российском рынке. В большинстве случаев это китайские бренды, но, как показывает практика, перспективы есть и у локальных брендов, которые при правильном подходе могут существенно потеснить как из каналов «параллельного импорта», так и «китайцев». Показательный пример — Cactus.
О проекторах Cactus
Компания Cactus на российском рынке известна прежде всего как поставщик расходных материалов и запчастей для печатающего оборудования. Создав за годы работы разветвленную партнерскую сеть, компания поставляет на рынок и другое нишевое оборудование — офисную мебель, ящики для денег и т. д. Когда канал продаж налажен, ожидаемо появление в нем новых классов товаров. Так и произошло, когда в предсанкционный период Cactus вышел на российский рынок с проекторами под собственным брендом.
Надо отметить, что Cactus является полноценным вендором проекционного оборудования. Проекторы созданы по техническому заданию компании на азиатских заводах, а не представляют собой «китайцев» с переклеенными шильдиками. Это важно, так как при таком подходе продукция оказывается изначально адаптированной для российского рынка. В частности, вендор комплектует модельный ряд в соответствии с видением потребностей заказчиков — от технических параметров до ценового диапазона — а не из того, что удалось приобрести «из готового».
Изначально Cactus выходил на рынок с бюджетными проекционными решениями. Цены на проекторы линейки заканчивались там, где начиналось ценовое предложение других вендоров, говорит Роман Самойлов, генеральный директор Cactus. Выбранный подход позволил вендору успешно выйти на рынок, причем не только заявить о себе, но и в некоторые кварталы оказаться в Top-3 по продажам, по данным ITResearch.
Однако ситуация менялась: курсовая разница уже не позволяла создавать проекторы с востребованными характеристиками, доступные рынку по 5 тыс. руб., да и клиенты становились все более требовательными. Это привело к необходимости создания новой линейки оборудования под брендом Cactus, что и было сделано.
В обновленной линейке — 5 моделей. Все проекторы компактные, в работе практически бесшумные, не нагреваются и поэтому являются хорошим выбором как для коммерческого использования, так и для частного применения, позволяя создавать изображения с диагоналями до 300 дюймов.
Топовые — Cactus CS-C4.SG и Cactus CS-U1.SG — лазерные проекторы. Первый с коротким фокусом, который обладает яркостью 45600 лм, создает изображение с нативным разрешением FullHD и диагональю до 7,62 метров, а также поддерживает HDR10. Второй — с обычным фокусом и яркостью 27200 лм, но ему доступно разрешение UltraHD. Три других проектора Cactus в линейке — LED DLP-модели со стандартным фокусом и с разрешением FullHD. Основным отличием Cactus CS-E2.SG, CS-M1.SG и CS-H3.SG является максимальная яркость: от 5600 до 16800 лм.
Вместо заключения
Деятельность Cactus показывает, что российский вендор может успешно создавать продукцию для локального рынка. При этом самостоятельно выпускать изделия — в данном случае, проекторы —совершенно не обязательно, по его спецификациям их производят фабрики в Азии. Однако эти продукты будут оптимизированы в зависимости особенностей маркетинговой политики вендора — ценовых стратегий, целевой аудитории и т. д.
Важно, что проекторы Cactus пользуются спросом как в рублевой зоне, так и в СНГ и даже за его пределами, как отметил г-н Самойлов. Интересно, что в настоящее время Cactus ведет переговоры с контрактными производителями проекционного оборудования за пределами Китая, например, во Вьетнаме или Индонезии. Цель — оптимизация процесса производства для более быстрого вывода новых моделей на рынок.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News