6 декабря 2023 г.
В рамках нового опроса*, проведённого по заказу команды Kaspersky Safe Kids, родителям в России задали вопросы о том, какие технологии, по их мнению, будут использоваться в образовательном процессе или школьных классах через 10 — 15 лет. Больше половины (53%) уверены, что сенсорные экраны и доски заменят привычные инструменты проведения урока, 39% отметили, что вместо учебников будут планшеты, а 37% считают, что в будущем в обучении будут использоваться голосовые помощники.
Меньше оказалась доля родителей, которые считают, что в школах будут использовать очки дополненной реальности, умные клавиатуры и мышки (беспроводные устройства, которые позволяют работать вдалеке от компьютера и обладают рядом полезных функций, например могут запоминать последние сетевые запросы). Их 20%, 19% и 15% соответственно.
Почти каждый шестой (15%) допустил, что в будущем появятся роботы-помощники для учеников. Они будут следить за расписанием, носить вещи детей, сопровождать в школу и домой. При этом учителя-роботы кажутся российским родителям менее вероятными — в том, что такие ассистенты будут использоваться в обучении, не сомневаются 11%.
«Лаборатория Касперского» также попросила организаторов учебного процесса прокомментировать, какие технологические решения и приёмы уже применяются в обучении, а какие, по мнению экспертов, получат развитие в будущем. Среди основных трендов представители выделили геймификацию и потенциальное использование искусственного интеллекта.
«Сегодня цифровые технологии прочно вошли в сферу столичного образования. Создана уникальная цифровая образовательная среда, гармонично сочетающая в себе традиционные методы обучения и технологические новации. Это современные цифровые сервисы, широкий набор интерактивных учебных материалов и уникальных образовательных инструментов, которые не просто обеспечивают и делают прозрачными все аспекты учебной деятельности, но и позволяют сделать обучение более привлекательным для ребят, помогая им с детства адаптироваться к требованиям современного цифрового общества. Так, например, в рамках единой платформы учащиеся могут участвовать в обсуждениях и видеозвонках, а для прокачки практических исследовательских или экспериментальных навыков реализуется инновационный подход с практическим применением виртуальных лабораторий. Всё большую актуальность приобретает геймификация образовательного процесса, а также персонализация на основе сервисов искусственного интеллекта, которые в перспективе позволят выстраивать для каждого школьника собственную образовательную траекторию с учётом личных наклонностей и интересов», — рассказывает Евгений Комаренко, руководитель Центра цифровизации образования Департамента образования и науки Москвы.
«Технологии уже неразрывно связаны с образовательными процессами. Мы в продуктах Фоксфорда применяем подход game-based learning, то есть обучаем через игру. Например, программированию можно научиться с использованием механик песочницы. Дети получают необходимые навыки в процессе добычи ресурсов и конкуренции с другими игроками. В часть операционных процессов внедряем искусственный интеллект (ИИ). С его помощью можно формировать учебное расписание, создавать изображения, генерировать контент, проверять домашние задания. Автоматизация этих процессов с использованием ИИ помогает сократить как время на выполнение рутинных задач, так и финансовые расходы компании. В будущем станут популярны диалоговые механики, когда в процессе обучения ученик общается с алгоритмом вместо человека и получает от него оценки. Возможно, в скором времени в образовательные процессы интегрируется и VR. Например, при изучении истории ученикам было бы интересно побродить по виртуальной пирамиде Хеопса», — комментирует Андрей Сизов, генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд».
«Каждый десятый родитель (11%) в ходе нашего опроса и вовсе заявил, что в будущем не будет школьных классов в классическом формате, а образовательный процесс будет построен иначе. Не исключено, что эта сфера будет значительно меняться под влиянием технологий. Цифровизация упрощает нам жизнь и открывает множество возможностей, но с ней связаны и определённые риски с точки зрения кибербезопасности и приватности данных. Поэтому важно с одной стороны уделять внимание защите различных устройств, в том числе на этапе их разработки, а с другой — повышать киберграмотность детей и взрослых, ведь они будут ещё активнее взаимодействовать с миром, полном новых умных девайсов», — комментирует Андрей Сиденко, руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности.
* Опрос проведён компанией ОнИн по заказу «Лаборатории Касперского» весной 2023 года в России среди родителей и их детей школьного и дошкольного возраста. Всего опрошено 2032 человека — взрослых и детей.
Источник: Пресс-служба компании «Лаборатория Касперского»