19 декабря 2023 г.
Российские работодатели пытаются справиться с дефицитом кадров за счет роста зарплат, внутреннего обучения и привлечения студентов
83% компаний признают, что испытывают серьезные сложности с подбором персонала. Это в ходе опроса работодателей выяснили эксперты кадровой компании UTEAM. Еще 12% не сталкивались с такой проблемой, а 5% затруднились ответить. Безработица в России достигла минимальных значений и держится на уровне 3,0%. Новых сотрудников брать попросту неоткуда, а кадровый голод стал угрозой номер один для российской экономики, о чем открыто заявляет Центробанк. Как бизнес решает эту проблему и почему рост зарплат перестал помогать?
Как показал опрос российских работодателей, который провела кадровая компания UTEAM, сегодня 74% компаний пытаются справиться с дефицитом кадров при помощи увеличения заработных плат. Однако эксперты рынка труда отмечают, что этот метод постепенно теряет свою эффективность и может даже навредить экономике.
«Предложение более высоких заработных плат соискателям работает только на короткой дистанции, увеличивать вознаграждение бесконечно невозможно. Такой подход перегревает рынок, ведь зарплаты увеличиваются „вынужденно“, без подкрепления ростом реальной производительности труда. В некоторых ситуациях работодатели буквально переплачивают специалистам — увеличивают оклады, чтобы привлечь или удержать сотрудника в компании, независимо от того, какие результаты в работе он показывает. Это истощает запас прочности и конкретного бизнеса, и экономики в целом, а также способствует росту инфляции. Кроме того, сотрудников с исключительно финансовой мотивацией легче всего переманить на другое место работы. Поэтому сегодня все больше работодателей внедряют другие способы борьбы с кадровым дефицитом», — рассказывает Ирина Антоненко, руководитель отдела по подбору персонала кадровой компании UTEAM.
В частности, 62% работодателей практикуют внутреннее обучение и развитие системы наставничества. Это позволяет принимать на работу соискателей с недостаточным опытом, которые пока не дотягивают по своим hard и soft skills. Кроме того, внедрение собственной системы обучения помогает «выращивать» необходимых специалистов внутри компании из текущих сотрудников.
«Все любят брать готовых сотрудников, но их сейчас все меньше и меньше. Нужно быть готовым к тому, что придется их обучать, причем период такой адаптации может длиться до трех месяцев. Разворот в сторону обучающих программ и наставничества — это тренд, все больше компаний превращают это в систему, которая действует не ситуативно, а на регулярной основе», — добавляет Ирина Антоненко.
Важную роль в борьбе с дефицитом кадров играет и работа с молодежью: 59% опрошенных компаний сообщили, что сотрудничают с профильными вузами и ссузами, набирают персонал со студенческой скамьи. По словам экспертов UTEAM, работодатели используют разные практики: развивают программы стажировок, назначают именные стипендии. Иногда бизнес помогает учебным заведениям с техническим оснащением, чтобы после выпуска молодые специалисты уже умели работать на самом современном оборудовании.
«Некоторые работодатели сетуют, что учебные заведения готовят неподходящие кадры, ведут занятия по устаревшим программам. В то же время есть компании, которые внедряются в ссузы и вузы, помогают им выстраивать актуальные учебные программы и выпускать хороших специалистов, заточенных под конкретные цели и предприятия. Это затратно и сложно, но приносит свои плоды. Такая коллаборация бизнеса и образования, конечно, не решает все кадровые проблемы, но часть вопросов может закрыть», — отмечает Ирина Антоненко.
Чтобы справиться с нехваткой персонала, 55% опрошенных начали более активно развивать бренд работодателя и вкладываться в популяризацию компании. 51% отмечают, что автоматизируют подбор и внедряют диджитал-инструменты в HR — это позволяет быстрее реагировать на изменения рынка и тратить меньше времени на рутинные задачи.
47% компаний стали уделять больше внимания удержанию существующих работников, в частности, расширять программы долгосрочной мотивации на рядовых позициях (а не только для топ-менеджмента). Сейчас это применяется в случае со многими дефицитными специалистами, даже на таких позициях, как токарь.
«В рамках таких программ люди, которые проработали в компании 5, 8 или 10 лет и так далее, получают те или иные бонусы за лояльность. Цель программы долгосрочной мотивации заключается в том, чтобы человеку было невыгодно увольняться. При переходе в другую компанию он теряет преимущества, которые копились годами. Это может быть прибавка к зарплате, расширенный социальный пакет, дополнительные дни отпуска, годовое премирование, льготное кредитование (в частности, ипотека), ежегодное обучение — встречаются самые разные варианты», — рассказывает Ирина Антоненко.
Кроме того, 43% компаний предлагают гибкий график и даже готовы нанимать удаленных работников, проживающих в других регионах. 41% работодателей начали рекламировать свои вакансии через различные каналы, в том числе, в СМИ и на билбордах, а 38% реализуют реферальную программу «Приведи друга» (когда сотрудникам предлагают премии и бонусы за трудоустройство нового человека по их рекомендации). 35% признают, что отказались от возрастных и гендерных ограничений, которые присутствовали раньше, и в целом расширяют границы подбора. Наконец, 27% периодически идут на прямой хантинг сотрудников у компаний-конкурентов. И только 9% компаний не предпринимают никаких специальных шагов, чтобы справиться с кадровым голодом.
Нехватка рабочих рук — глобальная проблема, о которой сегодня заявляет не только бизнес, но и официальные лица. Дефицит кадров напрямую связан с демографией: по данным Росстат, с начала 2022 года численность населения России снизилась на 533 тысячи человек. При этом численность людей трудоспособного возраста поддерживается на стабильном уровне в первую очередь за счет пенсионной реформы, то есть, благодаря людям старшего возраста. В ближайшее десятилетие кардинальных изменений в лучшую сторону не предвидится. Поэтому работодателям крайне важно создавать по-настоящему комфортные и привлекательные условия труда, а также вкладываться в удержание текущих сотрудников.
Источник: Пресс-служба компании UTEAM