25 декабря 2023 г.
Национальная экономика столкнулась с жестким дефицитом рабочей силы практически во всех областях. С очередными вызовами момента позволят справиться ИТ. Методы очевидны: автоматизация & роботизация (RPA — Robotic Process Automation). В среднем ежегодный рост сегмента RPA составляет 40%, говорит Павел Борченко, генеральный директор компании Robin.
Решения для роботизации развиваются очень быстро: от уникальных разработок роботов, которые создавали для упрощения отдельных процессов, перешли к конструкторам, поддерживающим NoCode, что позволяет быстро собирать нужные решения даже не прибегая к услугам программистов. Теперь же платформы пошли дальше: средства создания RPA из главной функции платформ переходят во вспомогательные и находят применение на разных этапах решения общих задачи развития ИТ-инфраструктуры заказчика, автоматизации/оптимизации бизнес-процессов и других действий, нужных для «цифровой трансформации» (DX).
«В фокусе внимания полнота функциональности, широкое применение „искусственного интеллекта“ и роботизации, сквозная цифровизация управленческих процессов», — говорит Тагир Яппаров, член совета директоров группы компаний Softline.
Для понимания ситуации с RPA, которая станет одним из восходящих трендов наступающего года, следует более внимательно посмотреть на статистику, описывающую ситуацию с рабочей силой, выяснить, насколько эффективны уже реализованные кейсы, понять, почему роботизация уходит в софт, как развиваются профильные платформы, какое влияние перечисленные процессы оказывают на «цифровую трансформацию» и как противодействует перегреву всей национальной экономики, который в имеющихся условиях вполне реален.
Общий дефицит работников и ситуация в ИТ на этом фоне
Нехватка работников составляет 4,8 млн, что составляет 6,8% от общего количества занятых, сообщает РБК со ссылкой на исследования РАН. Ситуация ухудшается — в прошлом году недостача составляла 5,8%.
«Тренд на становление соискательского рынка труда, взявший свое начало в 2020 году, сохраняется, а дефицит кадров ежегодно усиливается», — говорит Елена Артемьева, директор по аналитике, data science и исследованиям сервиса Rabota.ru.
Больше всего в уходящем году говорили о проблемах с наймом «айтишников», но аналогичные проблемы — а в ряде случаев, даже существенно более серьезные — и с наймом специалистов других профессий.
«Ситуация на рынке труда сейчас крайне непростая, многие компании даже описывают её как кризисную», — говорит Александра Лушникова, руководитель практики «Организационная эффективность» в ЭКОПСИ.
Наиболее востребованными становятся рабочие — так считают 50% компаний, опрошенных в ходе собственного исследования сервисом Rabota.ru о том, как видят спрос на кадры в 2024. На втором месте — менеджеры по продажам (32%), на третьем — инженеры (22%). ИТ-специалисты в «Тор 3» этого рейтинга не попали, оказавшись на четвертом месте: ожидаемую потребность в них отметили только 20% опрошенных. Заметим, что год назад «айтишники» в аналогичном опросе были на втором месте с показателем 48%. У текущего момента в российском ИТ-сегменте есть свои особенности, они влияют на остроту момента, но не на тренд.
Интенсификация как необходимость
Дефицит рабочей силы уже сказался на ценах товаров и сервисов, которые во многих случаях растут опережающими темпами. На всех вертикальных рынках понимают, что дефицит рабочих рук будет только обостряться. Демографическую ситуацию быстро улучшить невозможно. Практически все предприятия и отрасли активно работают над решениями, позволяющими увеличить эффективность использования имеющегося ресурса работников.
Впереди всех — сфера ИТ. Во-первых, вполне естественно, что «айтишники» стремятся прежде всего решать собственные проблемы. Во-вторых, дефицит кадров в ИТ лидирует по темпу прироста новых вакансий: положительная динамика составила 34,4%, по данным Rabota.ru, в то время как в сфере финансов и страхования — 27%, в производстве и агропромышленном комплексе — 9,7%; в отрасли культуры и образования, а также в сфере государственной службы всего лишь — 2,6%.
«Специалисты по интенсификации» в ИТ могут претендовать на самые высокие зарплаты: топ самых больших зарплат возглавляет DevOps-инженеры, которые в среднем получают 214 тыс. руб. в месяц, как сообщает «Компания» со ссылкой на данные HH.ru. В «Тор five» также попали дата-сайентисты (202,5 тыс. руб.), системные аналитики (150,9 тыс.), программисты и разработчики (129,9 тыс.). И, наконец, единственная профессия, напрямую не связанная с ИТ — агент по недвижимости (124,4 тыс.).
Направления, способные исправить ситуацию с дефицитом квалифицированной рабочей силы — или, как минимум, ее смягчить — вполне известны. Это разнообразная роботизация/автоматизация, средства контроля персонала, HRtech, оптимизация документооборота и других бизнес- и технических процессов. Только в текущих условиях российской экономики эти факторы имеют разное значение.
Роботизация в традиционном исполнении: новые грани известного процесса
С внедрением роботов в российской экономике дела традиционно обстояли плохо даже в те спокойные времена, когда на локальном рынке присутствовали глобальные лидеры сегмента RPA. В результате роботы демонстрировали прекрасные результаты в отдельных нишах — например, на конвейерах и в сборочных предприятиях, при восстановлении деталей машин и т. д. — но вот широкого распространения промышленные роботы не получали, их внедряли неохотно.
В определенный момент бизнес сталкивался с проблемами: новые производственные линии в большинстве случаев прекрасно автоматизированы, а вот «на стыках» приходилось использовать ручной труд. Некогда — еще до ковида — проблему пытались решать наймом дополнительного персонала, но пандемия показала, насколько значительные риски связаны с активным использованием ручного труда. Люди заболевали, отправлялись в локдаун, возвращались в родные регионы пережидать сложные времена, что создавало жесткие проблемы бизнесу. Какой прок в высокопроизводительной и эффективной новейшей линии по производству, например, макарон, когда готовые изделия некому упаковывать и грузить для отправки потребителям?
После ковида роботизация должна была в теории пойти на подъем, но известные события привели к уходу с российского рынка ключевых производителей промышленных роботов, которые, заметим, в списки «параллельного импорта» не попали. Переходить на импортозамещенные решения или «на китайское» — проблематично. Роботы сложны в проектировании и производстве — требуется высокая надежность, так как если роботу потребуется ремонт, то будет стоять вся производственная линия, принося убытки заказчику — то есть современный комплекс для RPA представляет собой произведение машиностроительного искусства, доступное к исполнению далеко не всем вендорам. Кроме того, для внедрения роботов от интегратора требуются компетенции, так как идентичных производств нет, каждое имеет свои особенности, которые нужно учитывать.
Кроме того, промышленные роботы актуальны далеко не везде: если производство не массовое, а мелкосерийное, а, тем более, штучное — тут без ручного труда не обойтись.
Вместо заключения
Как видно, роботизация «в чистом виде» на российском рынке пока находится в состоянии, не позволяющем надеяться на широкомасштабное применение RPA для решения задач с дефицитом рабочей силы. Однако идеи и концепции, которые связывали с роботизацией, остаются актуальными для национальной экономики, только формы их реализации теперь отличаются от канонических представлений и стали весьма разнообразны.
Идеи автоматизации-роботизации активно проникают в различные вертикальные рынки. Вендинговые автоматы, терминалы по продаже билетов, справочные терминалы, кассы самообслуживания, «умные киоски» и другие решения, автоматизирующие взаимодействие с клиентами — все это сложно отнести к традиционным RPA, но такие элементы автоматизации позволяют уменьшить проблемы, вызванные дефицитом персонала.
Но современные роботы все чаще бывают даже не ПАКами, а программными решениями. В этой своей вариации их проще создавать, быстрее внедрять и окупаются такие решения достаточно быстро. Но об этом мы поговорим отдельно.
Продолжение следует
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News