28 декабря 2023 г.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет первые результаты комплексного анализа текущей и прогнозируемой ситуации на рынке труда в России, а также в крупнейших городах — Москве и Санкт-Петербурге. В фокусе пилотного исследования — ряд ключевых отраслей с высокой долей «синих воротничков» среди работников (в которых трудится половина всех занятых в корпоративном секторе).
Справочно: Расчеты произведены на данных квартальных статистических обследований организаций и конъюнктурных опросов руководителей организаций, проводимых Росстатом. Результаты отражают ситуацию на рынке труда, сложившуюся по состоянию на III квартал 2023 г. в целом по экономике и в таких ее отраслях, как обрабатывающие производства, энергетика, ЖКХ, строительство, торговля, транспорт, административная деятельность, сфера услуг.
Главные выводы:
Спрос на рабочую силу в стране повышается. Численность занятых в экономике в III кв. 2023 г. составляла 42,7 млн человек; по сравнению с III кв. 2022 г. наблюдался прирост (+68,1 тыс. человек, или +0,2%), впервые с начала предыдущего года. Одновременно увеличилось число вакансий (+18%), ускорился прирост средней заработной платы (до 15,1%). Темпы прироста дополнительной потребности в кадрах в III кв. 2023 г. превышают значения показателя в аналогичном квартале
В анализируемых отраслях проявлялись разнонаправленные тенденции в изменении численности работников: в обрабатывающих производствах и строительстве в течение последнего года она постоянно увеличивалась, в других отраслях были заметны колебания. Во всех рассмотренных видах экономической деятельности, за исключением железнодорожных перевозок и строительства инженерных сооружений, с 2021 по 2023 г. отношение численности требуемых работников к фактической росло. В III кв. 2023 г. наиболее острый дефицит кадров в относительном выражении зафиксирован в почтовой связи и курьерской деятельности, обеспечении безопасности, другом сухопутном транспорте, к которому относятся городской и пригородный пассажирский транспорт (автобусы, трамваи, троллейбусы, такси и пр.), а также перевозки пассажиров автобусами в междугородном и международном сообщении и по заказам.
В 2023 г. усилилась кадровая уязвимость организаций базовых отраслей экономики: критический уровень (ИКУ выше 7) зафиксирован в сфере услуг в целом, включая деятельность в области автомобильных грузоперевозок, а также пассажирского транспорта; высокий (от 3 до 7) — в обрабатывающей промышленности и строительстве; умеренно высокий (от 0 до 3) — в торговле.
Исходя из агрегированных краткосрочных прогнозных оценок руководителей предприятий и организаций, можно сделать вывод о самых высоких кадровых ожиданиях, сложившихся на рынке труда как минимум за последние десять лет.
Индекс ожидаемой занятости, удерживаемый весь год на максимальном уровне и в III кв. составивший 104,5%, отражает намерения менеджеров предприятий и организаций базовых сегментов экономики наращивать трудовые ресурсы в ближайшей перспективе.
Уровень реализации кадровых ожиданий руководителей организаций не превышает 20% в большинстве анализируемых видов экономической деятельности: «лидерами» по нереализованности запланированного в II кв. 2023 г. набора персонала стали организации, осуществляющие деятельность в области пассажирского транспорта (в течение 2023 г. в них наблюдается поквартальное ускорение выбытия занятых), а также — в меньшем масштабе — организации розничной торговли, сферы услуг, организации, занимающиеся перевозкой грузов автотранспортными средствами.
Источник: Пресс-служба компании ИСИЭЗ НИУ ВШЭ