2 февраля 2024 г.

Увеличить
Рис. 1. Доля импорта планшетов для лидеров рынка
Увеличить
Рис. 2. Сравнение объемов импорта у актуальных лидеров рынка

Отчет составлен на основе подробных данных статистики внешней торговли России

Аналитический центр GS Group представляет отчет по импорту планшетов в Россию за 2023 год.

Импорт планшетов в страну снижается четвертый год подряд

Согласно данным таможенной статистики, в 2023 году поставки планшетов в Россию сократились на 27% по сравнению с прошлым годом. Практически все лидеры рынка потеряли в продажах с 2022 года, один из явных аутсайдеров — Samsung, его продажи просели на 91%.

Популярные ранее лидеры рынка теряют свои позиции

Если в 2020 году 5 основных лидеров рынка планшетов Huawei, Samsung, Apple, Dexp, Lenovo занимали 82% рынка, то сейчас их доля сократилась до 48%.

Чаще всего в 2023 году завозили бренды:

  • Huawei — 4%, 329 649 шт.
  • Honor + 2844%, 159 144 шт.
  • Apple — 21%, 155 397 шт.
  • Dexp — 62%, 100 380 шт.
  • Digma — 16%, 96 894 шт.

Востребованность параллельного импорта снижается

Параллельный импорт также стабильно снижается: если со 2 квартала 2022 года на параллельный импорт приходилось 27,5% от всего импорта планшетов в Россию, то сейчас почти в два раза меньше — всего 15%.

Китай продолжает удерживать лидерство

Если в прошлом году производители из КНР занимали 42% рынка, то в текущем — уже 64%. На этом фоне все больше сужается присутствие иностранных производителей, ушедших из России.

Лидеры рынка

Обзор доли импорта

На данный момент можно выделить шесть компаний, лидирующих по продажам на российском рынке в 2023 году: Huawei, Hon-or, Apple, Dexp, Digma и Teclast. Эти произ-водители представляют 70% от общего ввоза в страну.

При анализе данных доли рынка можно вы-делить лидера и две крупных группы. Лидер представлен брендом Huawei, его доля от общего импорта составляет 25% (330 тыс. ед.). Первая группа представлена Honor (159 тыс.) и Apple (155 тыс.), они завезли по 12% планшетов. Вторая группа: Dexp (РФ, 100 тыс.), Digma (РФ, 97 тыс.) и Teclast (95 тыс.) ввезли каждый по 7% от общего значения. (рис. 1)

Первые три квартала Huawei ввозил практи-чески одинаковыми партиями с разницей в пару тысяч единиц, но в четвертом квартале объемы ввоза упали практически на полови-ну. Honor ввозил равными поставками с вы-падающим пиком в 3 квартале (70,5 тыс.) и угасанием к 4 кварталу, что связано с выхо-дом новой модели в мае. Кривая изменения значений ввоза планшетов Apple и Digma представлена весенним понижением и повышением к Новому году. Dexp ввезла только в 1 квартале 100 тыс. планшетов; Teclast имела тенденцию на повышение объемов импорта от квартала к кварталу (14 тыс. > 21 тыс. > 26 тыс. > 33 тыс.).

Сравнение с 2022 годом

Позиции практически всех лидеров рынка достаточно нестабильны. Сохранить значе-ния, близкие к 2022 году, получилось только у Huawei и у Digma. Apple, несмотря на па-раллельный импорт, сдала позиции и поте-ряла чуть больше 20% от показателей 2022 года. Dexp просел более чем в 2,5 раза (c 262 тыс. до 100 тыс. ед.), что связано с отсутствием поставок во второй половине 2023 года.

На их место пришли новые игроки: показа-тели Honor практически с нуля завезенных планшетов в прошлом году поднялись выше значений Apple в 2023-м. Также китайская Teclast ввезла в 3 раза больше товара, чем годом ранее. (рис. 2)

Здесь также стоит вспомнить про Samsung и Lenovo, некогда занимавших первое и вто-рое место в объемах поставок. В 2023 году они ввезли 35 тыс. и 20 тыс. планшетов соот-ветственно. Такие значения на 80% ниже от-носительно прошлого года.

В последний раз Samsung был лидером по импорту планшетов в РФ в 2022 году (393 тыс.). В 2023 году бренд потерял все и упал в глубину списка по импорту с 35 тыс. единиц ввезенного товар (3% доли рынка).

Доля рынка Samsung по годам:

  • 2021 — 27% (794 тыс. ед.);
  • 2022 — 22% (393 тыс. ед.);
  • 2023 — 3% (35 тыс. ед.).

В 2021 году бренд Lenovo из Китая был на втором месте по объемам ввоза планшетов в Россию (457 тыс. устройств). В 2022 году объемы упали до 135 тыс. устройств (на 70%). В 2023 году падение продолжилось и к концу года количество импортированных устройств составило всего 20 тыс. (падение на 85%).

Новые игроки

В 2023 году на российском рынке начали по-являться новые бренды из Китая. Некоторые из них вышли на рынок еще годом ранее, а некоторые появились впервые.

Так, например, Xiaomi, которая давно закре-пилась на высоких позициях по сбыту техни-ки в других категориях, в 2022 году завезла первый крупный объем планшетов (>80 тыс. единиц). Взорвать российский рынок бренду пока не удалось, но и крупных потерь не случилось.

Спустя год Xiaomi уменьшила объемы вво-зимой в РФ продукции на 19%, импортиро-вав более 65 тысяч единиц.

Realme, в свою очередь, начала импорт планшетов в 2022-м и сразу же с 64 тысяч. Большого успеха достичь не получилось и в 2023-м китайцы привезли уже в два раза меньше.

Также стоит отметить компании Blackview, Innoi, Chewi, HTC и TCL, которые впервые привезли свои планшеты в Россию в 2021-22 годах и в 2023-м импортировали не менее 10 тысяч.

Источник: Пресс-служба компании GS Group