12 февраля 2024 г.

Источник: Gartner

Как показывает исследование Gartner, при введении требования обязательного присутствия в офисе (RTO) с наибольшей вероятностью компанию могут покинуть самые эффективные работники, сотрудницы-женщины и миллениалы.

Опрос 2080 сотрудников компаний, проведенный с мая по июнь 2023 года, ставил целью оценить последствия обязательного присутствия в офисе среди разных сегментов персонала. В среднем намерение остаться при обязательной работе в офисе было на 8% ниже, чем в организациях, не вводящих такого требования. Среди самых эффективных работников намерение остаться было на 16% (т. е. вдвое) ниже, чем в среднем, а у миллениалов и женщин — на 10% и 11% ниже соответственно (см. рис. 1).

«Требование работать в офисе может повлечь за собой очень большие затраты на привлечение и удержание кадров, и особенно это относится к самым эффективным работникам, женщинам и миллениалам — трём сегментам персонала, которые очень ценят гибкость, — указывает в пресс-релизе Кейтлин Даффи (Caitlin Duffy), директор HR-практики Gartner. — Часто эти затраты намного перевешивают довольно скромный выигрыш в плане вовлечённости и усилий сотрудников».

Рис. 1. Влияние требования обязательного присутствия в офисе на поведение и показатели сотрудников (процент отличия от организаций, не вводящих такого требования)

Группы Продуктивность Дискреционные усилия Вовлечённость Намерение остаться
В среднем - +3% +1% −8%
Самые эффективные работники - - - −16%
Поколение Z - - +5% -
Миллениалы - +3% +2% −10%
Менеджеры - +3% +2% −8%
Женщины - +2% +2% −11%

Примечания:

  1. Для большинства сотрудников в данной выборке это требование означало работу в офисе пять дней в неделю, для остальных — два-три дня в неделю.
  2. Прочерки означают отсутствие статистически значимой разницы.
  3. Размер кружка отражает величину различий.

В сентябрьском опросе 170 руководителей кадровых служб 63% респондентов сообщили о возросших ожиданиях присутствия сотрудников в офисе. При этом в июньском опросе, охватившем почти 3500 сотрудников, 48% ответили, что требования их компаний отражают то, чего хотят руководители, а не что нужно сотрудникам для хорошей работы.

Непосредственное взаимодействие сотрудников в офисе может принести определенный выигрыш, в частности, бОльшую вовлечённость, но организациям оказывается сложно заставить сотрудников чаще присутствовать в офисе. Некоторые руководители HR сообщили о нежелании сотрудников увеличить время присутствия в офисе, что заставило компанию ввести более строгие требования.

Влияние на самых эффективных работников

Такие сотрудники часто воспринимают требование обязательного присутствия в офисе как сигнал, что компания не доверяет им в самостоятельном принятии решения о том, где им лучше выполнять свою работу. Такие сотрудники полагают, что вполне зарекомендовали себя и продемонстрировали высокую продуктивность во время пандемии и удаленной работы.

«Самые эффективные работники с большей вероятностью перейдут в организации, предлагающие гибридный или полностью удаленный формат работы, — пишет Даффи. — Потеря таких сотрудников может дорого обойтись компании, так как приведет к снижению общей продуктивности, трудностям с заполнением этих вакансий и в целом к потере высококвалифицированных кадров, доступных для назначения на критически важные должности».

Влияние на сотрудниц-женщин

На протяжении всей пандемии бОльшая гибкость и возможность работать из дома были важным фактором для сотрудниц-женщин, позволяя самостоятельно управлять приоритетами работы и личной жизни. Помимо гибкости, женщины указывают, что предпочитают работать удаленно, так как при этом меньше сталкиваются со случаями микроагрессии и предвзятости, чем при работе в офисе.

Когда компании вводят жёсткий график и обязательные дни присутствия в офисе, женщины сталкиваются с непропорционально бОльшими сложностями его соблюдения и значительными денежными потерями ввиду требуемого ухода за детьми.

Влияние на сотрудников-миллениалов

На текущий момент миллениалы — как раз то поколение, на котором с большой вероятностью лежит обязанность ухода за детьми, поэтому они больше всего выиграют от дополнительной гибкости. С другой стороны, присутствие в офисе дает им больше возможности сосредоточиться на работе, не будучи отвлекаемы различными факторами дома. И всё же, исследование Gartner выявило, что продуктивность миллениалов была ниже в организациях, требующих работать в офисе.

Миллениалов, у которых больше опыта, чем у поколения Z, больше раздражает требование присутствия в офисе, так как они лучше понимают, какая среда необходима им для работы, но получают меньше возможностей приспособить рабочую среду, когда вынуждены работать только в офисе.

Выработка успешной политики возврата в офис

Чтобы не допустить оттока сотрудников, руководителям кадровых служб следует избегать жёстких требований работы в офисе, а стремиться реализовать стратегии, максимально повышающие отдачу от сотрудников и бизнес-результаты. Gartner рекомендует четыре подхода, если организация решила ввести официальное требование работать в офисе:

  1. Мотивируйте сотрудников вернуться в офис, а не требуйте этого. С этой целью можно осуществить переустройство офисного пространства и ввести гибридную политику, что позволит сотрудникам иметь достаточно ресурсов, сохранив автономию и оставаясь на связи.
  2. Рассмотрите политику, устанавливающую количество присутственных дней в год, а не в неделю. Исследование Gartner показало, что компании, которые пошли таким путем, достигли более высокой продуктивности сотрудников, чем те, кто установил требование минимума присутственных дней в неделю.
  3. Предоставьте сотрудникам возможность участвовать в формировании политики присутствия в офисе. Сотрудники, которые внесли свой вклад в выработку гибридного графика работы команд и увидели, что их потребности учтены, демонстрируют более высокую вовлечённость и продуктивность.
  4. Обязательно обоснуйте необходимость работы в офисе. Организации, которые ясно изложили свои доводы, наблюдают большую вовлечённость, больше дискреционных усилий и большее удержание сотрудников.

Источник: Пресс-служба компании Gartner