22 ноября 2024 г.
Российский сегмент IoT растет быстро. «Затраты на внедрение решений на базе технологий „интернета вещей“ и межмашинного взаимодействия показали рост в 15% по сравнению с предыдущим годом, составив почти 158 млрд рублей», — говорит Василий Шпак, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации. Аналогичные данные, характеризующие оценки происходящего в уходящем году, предоставляют аналитики госкорпораций.
Несколько более оптимистично, чем Правительство, объём российского рынка IoT оценивают аналитики «Росатом Инфраструктурные решения» (РИР), входящей в «Росатом»: но их мнению, объем сегмента составит 172 млрд руб. в этом году. В своих оценках аналитики РИР учитывали не только хард и софт, но также сервисы передачи данных, сопутствующие услуги и т. д. Ожидаемый объем, согласно прогнозам РИР, на 30% превысит показатели 2021 года, продемонстрировав с впечатляющий среднегодовой темп роста в 8%. К 2030 году объем сегмента оценивают в 276 млрд руб., а рост, соответственно — более чем на 60% за пятилетку.
Почему такой высокий интерес?
Весомые объективные причины для такого бума становятся понятны, если посмотреть на разбивку по сегментам трат: основным направлением — около 31% всех затрат на IoT по всем отраслевым сегментам, согласно оценкам РИР, — является CAPEХ. Это проекты в области капитального строительства, создания и обновления инженерных сетей, модернизации объектов и пр. Очевидно, что наличие IoT элементов в этих направлениях приводит к снижению стоимости владения «инженеркой», а также оптимизации управляемости инфраструктурой и уменьшению рисков.
Пример простой и показательный: в структурах жилищно-коммунального хозяйства проще один раз внедрить IoT для сбора показаний счетчиков, чем каждый месяц отправлять человека собирать эти данные вручную, а потом платить еще одному сотруднику за ввод цифр из тетрадки в компьютер, попутно вылавливая неизбежные ошибки и разбираясь с жильцами, не согласными с цифрами, попавшими в базу с ошибками и искажениями.
Можно, конечно, организовать колл-центр для приема показаний счетчиков, но это тоже дорого. Колл-центр тоже придется автоматизировать, внедряя не IoT-решения, а голосовых роботов, и, как отмечает Костас Дубосас, директор по продажам и обслуживанию МТС Exolve, такие сервисы активно создают.
«Благодаря работе сервиса сдать показания счетчиков стало проще — в отличие от живого человека, робот может без потери качества принимать показания от нескольких жителей одновременно, — говорит Егор Марьяскин, генеральный директор сервиса «Диспетчер 24», отмечая, что помощь роботов особенно актуальна во время ежемесячной сдачи показаний, когда диспетчерам приходилось много времени уделять фиксации данных ИПУ (индивидуальных приборов учета), а с голосовым помощником у операторов появится больше ресурсов для работы с аварийными и плановыми заявками.
Но это только одна из сотен задач, в которых IoT актуален. Целому ряду отраслей необходима абсолютная точность показаний, чтобы избежать финансовых потерь, предотвратить нецелевое использование ресурсов, отмечает Алексей Роговцев, руководитель центра «Геосервисы» в МТС.
IoT активно применяют для управления процессной деятельностью организаций: для отслеживания транспорта, автоматизации производства и логистики, наблюдения за активностью покупателей, дистанционного мониторинга, контроля и управления за состоянием удалённых объектов, сбора информации о состоянии окружающей среды и т. д.
«Решения в сфере промышленного „интернета вещей“ открывают новые возможности для промышленных предприятий, позволяя существенно нарастить производительность оборудования, снизить затраты и повысить рентабельность», — уверен Александр Титов, отметил управляющий партнер в компании «Флант».
Рост спроса на IoT во многом обусловлен новыми требованиями по обеспечению прозрачности производства, отмечает Дмитрий Владимиров, директор продуктового офиса BIA Technologies, а это может быть обеспечено за счет конвергенции интернета вещей (IoT), искусственного интеллекта и анализа Больших Данных. В данном случае на площадках IoT являются поставщиками данных, собираемых с различных точек производства, которые обрабатывают инструменты расширенной аналитики.
«Это обеспечивает прозрачность производства, позволяет гибко и оперативно управлять им, легко адаптируясь под изменения обстановки, а также помогает прогнозировать различные ситуации и тестировать гипотезы», — говорит Дмитрий Владимиров.
Заметим, что популярность IoT способствует росту других направлений ИТ. "«Облачные» решения позволяют эффективно обрабатывать и анализировать большие объемы данных, генерируемых IoT-устройствами, что, в свою очередь, открывают новые возможности для бизнеса, — говорит Владимир Лебедев, директор по развитию бизнеса M1Cloud, отмечая и обратную сторону процесса: рост популярности «облачных» услуг в области IoT.
Заметим, что продолжение цифровизации/"цифровой трансформации" открывает новые возможности применения IoT за пределами традиционных промышленных сегментов. «„Интернет вещей“ откроет новые возможности для маркетологов, позволяя собирать и анализировать данные с различных устройств и создавать более точные и персонализированные предложения». — уверен Антон Подшибякин, основатель компании Data Marketing.
Наконец, без IoT невозможен «умный город». «Концепция „Умный город“ (Smart City) представляет собой инновационный подход к развитию городской среды, основанный на использовании передовых технологий и данных для оптимизации управления городской инфраструктурой и повышения качества жизни жителей, — говорит Аркадий Фроймчук, президент группы компаний BPA. — „Умный город“ предполагает интеграцию информационно-коммуникационных технологий, интернета вещей, искусственного интеллекта и других цифровых решений в различные сферы городской жизни, такие как транспорт, энергетика, здравоохранение, безопасность, строительство, управление отходами и др.».
Области применения IoT, как видим, очень разнообразны.
Окончание следует
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News