14 февраля 2024 г.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует данные о подготовке высококвалифицированных инженеров, уровень которой (как и в целом представленность таких кадров на рынке труда) в значительной степени влияет на устойчивость национальной экономики и технологический суверенитет страны.
Развитие инженерного образования Правительство Российской Федерации относит к числу приоритетных задач. Некоторые предпринятые для ее решения меры в последние годы привели к позитивным сдвигам в подготовке инженерных кадров. Основные меры по данному блоку определены в рамках национального проекта «Наука и университеты», федерального проекта «Передовые инженерные школы» Государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», проекта «Приоритет-2030».
Показатели приема и численности студентов
В 2023 г. на обучение по инженерно-техническим программам бакалавриата, специалитета, магистратуры были приняты 409.9 тыс. студентов, или 31,8% общего приема. В последние три года показатели приема увеличиваются: в 2021 г. прирост к уровню предыдущего года составил 4,5%, в 2022 г. — 8,5%, в 2023 г. — 5,7% (по общему приему — соответственно 3,3, 6,4, 7,2%). Положительная динамика сложилась в основном за счет нескольких направлений, при этом наибольший прирост наблюдается в области информатики и вычислительной техники (на 38,1% в 2023 г. по сравнению с 2020 г.), что в значительной мере обусловлено реализацией мероприятий федеральных проектов «Кадры для цифровой экономики», «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
В приеме на программы подготовки инженерно-технических кадров в 2023 г. почти две трети (247,1 тыс. человек, или 60,3%) составляют студенты, принятые на обучение за счет бюджетных ассигнований, тогда как в общем приеме на программы бакалавриата, специалитета, магистратуры их доля значительно ниже — 43,9%. В рамках квоты приема на целевое обучение в 2023 г. приняты 15,2 тыс. человек (чуть более 6% от приема за счет бюджетных ассигнований).
Качество приема на обучение в области инженерного дела, технологий и технических наук пока недостаточно, вне зависимости от источника финансирования. Например, по принятым в 2023 г. за счет бюджетных ассигнований на программы бакалавриата данной области образования средний балл ЕГЭ составил 68.0 балла, что ниже уровня по общему приему (70,3) и по таким направлениям подготовки, как искусство и культура (79,6), науки об обществе (78,9), гуманитарные (75,3), математические и естественные науки (71,4).
Формированию профессиональной ориентации школьников (будущих студентов) способствует профильное обучение в
На начало 2023/24 учебного года инженерное дело, технологии и технические науки осваивали 1345 тыс. человек, или почти треть обучающихся по всем программам бакалавриата, специалитета, магистратуры. Данное значение показателя — максимальное за последние девять лет, а по сравнению с началом 2022/23 учебного года прирост численности обучающихся инженерно-техническим специальностям составил 4,7%.
Современные инженеры должны хорошо ориентироваться в цифровой среде, в частности, иметь навыки работы с различными видами специализированного программного обеспечения (ПО). Как показал проведенный НИУ ВШЭ в 2020/21 учебном году в рамках Мониторинга экономики образования опрос студентов программ бакалавриата, специалитета, магистратуры очной формы обучения, 80% студентов, осваивающих инженерное дело и технические науки, умеют работать с программами для проектирования, 60% — с пакетами для математического программирования, 45% — имеют навыки программирования на C++, Python, R и других языках, 39% — могут моделировать трехмерные объекты. Некоторые в ходе учебы освоили и более узкое специализированное ПО: например, 7% будущих инженеров ориентируются в программах для медицинских и биологических исследований.
Тот же опрос НИУ ВШЭ показывает, что в России более половины студентов бакалавриата и специалитета (55%) трудятся параллельно с учебой, среди студентов магистратуры таких 84%. Чуть выше доля студентов инженерно-технических программ, совмещающих учебу с работой: среди студентов бакалавриата и специалитета — 60%, магистратуры — 85%. Однако далеко не у всех будущих инженеров подработка совпадает со специальностью: лишь у 34% студентов бакалавриата и 67% — магистратуры, что практически на уровне средних значений (38 и 67% соответственно). Переориентация студентов на подработку, связанную с будущей специальностью, в том числе в научно-учебных подразделениях вузов, могла бы способствовать улучшению качества подготовки.
Показатели выпуска
В вузах страны на протяжении ряда лет снижался выпуск бакалавров, специалистов, магистров, в том числе по инженерному делу, технологиям и техническим наукам: в 2023 г. сокращение по сравнению с 2013 г. составило соответственно 37,6 и 20,8%. В расчете на 10 тыс. занятых в экономике выпуск инженерных кадров за период
Вместе с тем инженерные программы относятся к наиболее востребованным среди программ бакалавриата, специалитета, магистратуры: в 2023 г. выпуск по ним составил 28,5% общего выпуска, уступив только наукам об обществе (38,6%). В разрезе «инженерной» группы преобладают несколько направлений (в совокупности порядка 18% всего выпуска бакалавров, специалистов, магистров): информатика и вычислительная техника; техника и технологии строительства и наземного транспорта; электро- и теплоэнергетика; машиностроение; прикладная геология, нефтегазовое дело и геодезия. Абсолютный лидер — информатика и вычислительная техника — демонстрирует и наибольший рост доли выпускников (с 3,4% в 2019 г. до 4,6% в 2023 г.). Наиболее заметное снижение за тот же период — в области техники и технологий строительства (с 3,5 до 3,2%); прикладной геологии, нефтегазового дела и геодезии (с 2,7 до 2,4%).
Анализ тенденций развития инженерного образования в России указывает на возможное частичное закрытие в среднесрочной перспективе дефицита высококвалифицированных инженерных кадров, прежде всего — в части ИT-специалистов ввиду опережающего роста приема в вузы на соответствующие направления подготовки. Удовлетворение потребности рынка труда в кадрах остальных инженерно-технических специальностей — вопрос более отдаленной перспективы.
Источники: данные Минобрнауки России, Минпросвещения России, Мониторинг экономики образования НИУ ВШЭ.
Источник: Николай Шугаль, Ольга Озерова, ИСИЗИ НИУ ВШЭ