16 февраля 2024 г.

За последний год в России стало на 4 п.п. больше людей с продвинутым уровнем цифровой грамотности, однако большую тревогу у аналитиков вызывают навыки безопасного поведения пользователей в цифровой среде.

Аналитический центр НАФИ на протяжении нескольких лет проводит комплексную оценку цифровых компетенций россиян. Измерения уровня цифровой грамотности проводились в 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 и 2023 годах с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин». Далее представлены результаты последней волны исследования.

Общий уровень цифровой грамотности

Индекс цифровой грамотности измеряется в процентных пунктах (п.п), его значение может варьироваться от 0 (цифровая грамотность отсутствует) до 100 (абсолютное владение цифровыми компетенциями).

По итогам 2023 года Индекс цифровой грамотности россиян составляет 71 п.п.

У мужчин наблюдается более высокий уровень цифровой грамотности, чем у женщин (72 п.п. против 70 п.п.). Также он выше у россиян от 35 до 54 лет (73 п.п.), а ниже — у молодежи (среди тех, кому от 18 до 24 лет — 69 п.п.).

Кроме того, цифровая грамотность россиян зависит от населенного пункта. Так, жители небольших городов и сел обладают уровнем цифровой грамотности в 71 п.п., а у проживающих в городах-миллионниках среднее значение индекса составляет 75 п.п.

Динамика наблюдений показывает, что рост цифровых компетенций россиян, который шел планомерно с 2018 до 2022 год, в 2023 году приостановился, и в сравнении с прошлым годом общий Индекс остался без статистически значимых изменений.

Таблица 1. «Индекс цифровой грамотности НАФИ по шкале от 0 (цифровая грамотность отсутствует) до 100 (абсолютная цифровая грамотность)», в процентных пунктах

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Индекс цифровой грамотности НАФИ
(в процентных пунктах)

52

52

58

64

71

71

«Отсутствие динамики Индекса цифровой грамотности в последние годы во многом обусловлено смещением фокуса внимания людей с темы саморазвития (сформированного в пандемию) в направлении других сфер жизни. Развитие цифровых компетенций в ближайшие годы будет предопределяться степенью популяризации новейших технологий в обществе, проведением офлайн и онлайн мероприятий, посвященных киберграмотности, цифровой безопасности, развитию цифровых креативных индустрий», — считает заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов.

По уровню цифровой грамотности жители России делятся на три условные группы:

1. те, кто обладает начальным уровнем цифровой грамотности. Сегодня это 4% населения (на 2 п.п. больше, чем в прошлом году).

  • Типичный портрет — подросток или пенсионер без высшего образования, проживающий в крупных городах с развитой инфраструктурой, плотной информационной средой, высоким темпом жизни и, соответственно, медиапотреблением.

2. те, кто обладает базовым уровнем цифровой грамотности. Это почти две трети россиян — 63% (на 6 п.п. меньше чем в 2022 году, было 69%).

  • Типичный портрет — молодая женщина до 24 лет, учащаяся или работающая на государственной или муниципальной службе, в бюджетном учреждении.

3. те, кто обладает продвинутым уровнем цифровой грамотности. К этой группе относится каждый третий (33%) житель России (в 2022 году — 29%; рост на 4 п.п.).

  • Типичный портрет — мужчина от 25 до 45 лет, имеющий высшее образование, работающий руководителем или квалифицированным специалистом и проживающий в одном из городов-миллионников.

Исследование показало, что больше всего за последний год сократилась группа со средним уровнем компетенций. Отток из нее произошел преимущественно в группу с продвинутым уровнем. Главным образом, активное развитие цифровых компетенций демонстрировали работающие россияне (у них уровень цифровых компетенций вырос с 24% до 36% за год), жители городов-миллионников и участники исследования в возрасте от 35 до 54 лет.

Как меняются отдельные компетенции

Измерение общего Индекса цифровой грамотности россиян включает измерение пяти подындексов в качестве составных частей.

Подындекс «Информационная грамотность» отражает навыки поиска информации в интернете, работы с различными видами данных и оценку достоверности сообщений в сети.

Подындекс «Коммуникативная грамотность» включает умение пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств для общения, соблюдение норм общения в сети.

Подындекс «Создание цифрового контента» агрегирует компетенции по созданию и редактированию цифрового контента, понимание принципов авторского права в сети.

Подындекс «Цифровая безопасность» показывает умение оценивать риски мошенничества, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека.

Подындекс «Навыки решения проблем в цифровой среде» включает навыки пользования мобильными приложениями и компьютерными программами для повседневных задач, получения новых знаний в сфере цифровых технологий, умение решать аппаратные и программные проблемы.

Подындексы, также как основной Индекс, измеряются в процентных пунктах (п.п), и их значение может варьироваться от 0 до 100.

Исходя из оценки подындексов, на текущий момент лучше всего у россиян развиты информационная и коммуникационная грамотность, а также навыки решения проблем в цифровой среде (подындексы составили 73 п.п., 72 п.п. и 72 п.п. соответственно).

Хуже — компетенции в сфере цифровой безопасности (70 п.п.) и создания контента (68 п.п.).

При этом если навыки по работе с контентом среди населения в динамике последних 3 лет растут быстрыми темпами (подындекс с 2020 года вырос на 15 п.п.), то вопросы цифровой безопасности вызывают тревогу. Подындекс «Цифровая безопасность» в 2020 году входил в топ-3 и был одним из лидеров по навыкам и компетенциям, а сейчас, наряду с ростом мошеннических угроз , он опустился на предпоследнее место.

Таблица 2. Компоненты Индекса цифровой грамотности (2020-2023 гг.), в процентных пунктах

2020

2021

2022

2023

Информационная грамотность

59

67

74

73

Навыки решения проблем в цифровой среде

58

65

72

72

Коммуникативная грамотность

62

67

72

72

Создание цифрового контента

53

59

67

68

Цифровая безопасность

60

65

69

70

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ, комментирует: «Исследование показало, что несмотря на отсутствие яркой динамики цифровой грамотности у россиян в целом, есть отдельные социальные группы и отдельные темы, по которым цифровые компетенции россиян сильно отличаются и именно диагностические инструменты, тесты и чекапы, позволяют эти пробелы выявлять.

Так, например, актуальным для многих россиян остается вопрос кибербезопасности — прежде всего, такие темы, как распознавание мошенничества и рисков социальной инженерии, защита персональных данных, политика паролей. Просвещение по этим вопросам может происходить в разных форматах — от образовательных курсов и открытых лекций, до корпоративного обучения. Один из таких курсов разработан специалистами НАФИ для сотрудников организаций именно по итогам тестирований — то есть посвящен самым актуальным вопросам использования цифровых технологий на работе».

Методология: Результаты исследования сравнимы с предыдущими волнами: на протяжении всего периода мониторинга НАФИ применяет международную методику DigComp, разработанную Объединенным исследовательским центром (Joint Research Centre) Европейской Комиссии. В рамках подхода оценка цифровых компетенций проводится по пяти сферам: информационная грамотность, коммуникативная грамотность, создание цифрового контента, цифровая безопасность и навыки решения проблем в цифровой среде. Последнее всероссийское тестирование проведено НАФИ в 2023 г. с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru).

Источник: Пресс-служба компании НАФИ