6 марта 2024 г.

Источник: Gartner

Сотрудники финотделов сталкиваются с беспрецедентным уровнем перемен, испытывая всё большую усталость, и это создает бизнес-риск, который может снизить их производительность, указывает Gartner.

«Уставшие от перемен сотрудники демонстрируют гораздо меньше желания остаться, оперативности и дискреционных усилий, не говоря о других негативных последствиях, — пишет в пресс-релизе Хилари Ричардс (Hilary Richards), вице-президент-аналитик практики Finance в Gartner. — При этом, сознавая усталость от перемен, руководители склонны думать, что она вызвана лишь их количеством, но это не совсем так».

Gartner рекомендует принять в расчет несколько факторов, ведущих к усталости от перемен, взвесив их с учётом значимости проектов, и пересмотреть приоритеты портфеля, чтобы снизить указанные риски (см. рис. 1).

Рис. 1. Пересмотрите приоритеты проектов с учётом усталости от перемен

(слева):

Факторы усталости от перемен:
  • Оцениваемый уровень усилий для достижения отдачи
  • Количество одновременных изменений
  • Возможность совмещать новшества и нормально вести бизнес
  • Степень изменений в должностных обязанностях

(справа):

Матрица пересмотра приоритетов в портфеле проектов:

  • Ось Y = Значимость проекта: низкая -> высокая
  • Ось X = Вызываемая усталость от перемен: низкая -> высокая
  • Выполнять сейчас Выполнять (скорректировав объем)
  • Отложить (переоценка) Не выполнять (отказаться)

Значимые факторы усталости от перемен

«Объем изменений — существенный фактор, ведущий к усталости от перемен, но не самый важный, — акцентирует Ричардс. — Самое важное это требуемая перестройка в работе, а не просто количество изменений».

Под требуемой перестройкой понимается то, насколько сильно изменения внутренне затрагивают сотрудников, затрудняя выполнение ими каждодневных задач и снижая производительность. Gartner указывает три основных фактора, создающих критичный уровень перестройки.

  1. «Наслоение» непрерывных перемен: Идущие день за днем изменения — в руководстве, составе команды и должностных обязанностях — порождают гораздо больше усталости, чем крупномасштабные преобразования на организационном уровне, поскольку намного сильнее затрагивают сотрудников лично. Им приходится постоянно внутренне перестраиваться под всё новые перемены, не успев еще освоиться с прежними, что ведет к усталости даже от мелких новшеств.
  2. Командный подход (осуществление преобразований «сверху вниз»): Многие организации просто диктуют сотрудникам, как им следует изменить свою каждодневную работу, вместо того, чтобы продумать коммуникацию, побуждающую к диалогу и обсуждению их страхов и обеспокоенности.
  3. Пассивное реагирование на усталость: Доводя «накал» преобразований до того, что сотрудникам будет нужно заново набраться сил, вместо целенаправленной помощи им, чтобы «держаться на уровне», организация создает предпосылки к выгоранию и текучести кадров.

«Еще один существенный фактор, вызывающий усталость, это постоянное напряжение, — добавляет Ричардс. — Если сотрудникам то и дело приходится отменять свои личные планы или работать в неурочное время, чтобы справиться с введенными новшествами, они очень быстро устанут от этого».

Помимо пересмотра приоритетов в портфеле проектов Gartner рекомендует руководителям финансовых служб разработать методологию оценки усталости сотрудников от мелких перемен и вводить новые проекты и инициативы с учётом этого.

Источник: Пресс-служба компании Gartner