6 марта 2024 г.
Компания «РОББО» оценивает рост рынка EdTech в России по итогам 2023 года в 25%. В 2024 году компания прогнозирует его увеличение на 20%.
Рынок EdTech в России продолжал увеличиваться в 2023 году. Как и в 2022 году, основными причинами его роста были кадровый голод в большинстве отраслей и активное развитие ряда технологий. Свою роль также играло желание многих граждан повысить доход и снизить риски неопределенности за счет обучения востребованным профессиям.
Большое значение для российского EdTech-рынка по-прежнему имела государственная поддержка. Крупные образовательные компании стали активнее получать различные гранты на реализацию ИТ-проектов. Увеличилось количество государственных инициатив, способствующих развитию онлайн-обучения и внедрению инноваций в образование. Яркий пример — госпрограмма «Цифровые профессии», которая дает возможность обучиться востребованным профессиям малообеспеченным гражданам.
Еще популярнее в 2023 году стали такие направления обучения, как ИТ, маркетинг и дизайн. Более востребованы стали короткие программы по три-пять месяцев с упором на практику.
В сегменте детского образования по-прежнему были востребованы курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, технологические и профориентационные курсы для детей средней школы. При этом ряд EdTech-компаний заявил о создании учебных заведений среднего-профессионального образования для выпускников 9 класса.
Продолжил расти спрос на различные отечественные EdTech-решения. Стремительно развивалась, к примеру, обучающая платформа Scratch.ru, разработанная «РОББО» в 2023 году. На участие в проводимой сейчас международной Scratch-Олимпиаде из России было подано более 2 тыс. заявок. Ряд участников использовал в работе платформу компании.
Достаточно большое количество российских онлайн-школ и EdTech-продуктов в 2023 году развивались не только в России, но и за рубежом. Главным образом — в странах бывшего СНГ. Наиболее привлекательными для компаний из России их делает схожая с российской система образования, которая позволяет им легче адаптировать свои продукты и услуги под локальные требования. Кроме того, российские онлайн-школы в 2023 году активно осваивали рынки Индии и Юго-Восточной Азии.
Барьеры, которые препятствовали развитию российского EdTech-рынка в 2023 году, в сравнении с 2022 годом не изменились. В их числе была достаточно низкая покупательская способность большей части населения, ее нежелание оплачивать обучение в кредит и состояние неопределенности.
Из-за этого спрос на обучение определенным предметам, в частности, пению и рисованию, продолжал снижаться. Были и другие последствия, например, небольшая популярность долгосрочных программ, рассчитанных на год обучения и более.
В целом, по итогам 2023 года рост EdTech-рынка составил 25%.
В 2024 году помимо ИТ, маркетинга и продаж, повышенным спросом будут пользоваться такие направления обучения, как инженерное дело и робототехника. Также будут востребованы B2B-продукты, позволяющие познакомить сотрудников с новым ПО, заменяющим зарубежное.
Крупные компании будут стремиться создавать собственные корпоративные университеты, как для действующих сотрудников, так и для стажеров.
В отрасль будет активнее проникать искусственный интеллект. После преодоления сложностей, вызванных санкциями, у онлайн-школ снова появится время и ресурсы на проекты по внедрению ИИ в образовательный процесс. В условиях кадрового голода, к примеру, будут активно использоваться ИИ-помощники.
Однако на EdTech-отрасли скажется изменение инвестиционной политики. Если раньше инвесторы вкладывали средства даже в убыточные в моменте проекты с расчетом на их будущий рост, то сейчас они сосредоточены на быстрой прибыли. Их вложений может оказаться недостаточно для развития целому ряду компаний.
Это приведет к некоторому замедлению роста отрасли. Также сдерживающим фактором станет повышение ключевой ставки ЦБ и удорожание кредитов. Онлайн-школам придется перейти с кредитов на внутренние рассрочки для пользователей курсов без процентов.
В целом, по итогам 2024 года EdTech вырастет на 20%.
«В 2023 году EdTech-рынок столкнулся с новыми вызовами. Компаниям необходимо было быстро адаптироваться под стремительно меняющиеся требования к образовательным продуктам. Например, пересмотреть программы курсов, сократить их длительность, усилить практическую часть и начать активнее внедрять новые технологии, например, ИИ-решения и VR-тренажеры. В 2024 году на развитии рынка сильно скажутся результаты работы Ассоциации цифровых инноваций в образовании. Ее усилия приведут к существенному повышению качества образовательных услуг в России и значительному повышению спроса на них», — заявил основатель и продюсер «РОББО» Павел Фролов.
Ассоциация цифровых инноваций была создана в конце 2023 года для разработки стандартов качества методических материалов и требований к образовательным программам. Еще одна цель ассоциации — создание этических принципов конкуренции на EdTech-рынке.
Источник: Пресс-служба компании «РОББО»