4 апреля 2024 г.
Отразится ли на глобальной индустрии ИТ произошедшее на Тайване землетрясение? Отразится, причем приведет к некоторому повышению цен на полупроводники, микросхемы и дальше по цепочке — на платы, ПК, серверные решения, «облака» и т. д. Вывод кажется парадоксальным, но, скорее всего, последствия будут именно такими.
Тайвань выдержал
Землетрясение, произошедшее 3 апреля 2024 г. на Тайване, оказалось самым сильным на этом острове за прошедшую четверть века. Первый толчок в серии был магнитудой более 7 баллов, потом пошла последовательность меньших, в которой было более сотни афтершоков. Сейсмологи предполагают, что афтершоки продолжатся, и остров будет потряхивать еще несколько ближайших недель.
Очередной форс-мажор тайванская экономика выдержала без проблем. Несмотря на высокую магнитуду землетрясения его последствия минимальны, о чем уже отчитались ключевые компании Тайваня. Однако данное событие в очередной раз напомнит всей ИТ-индустрии про необходимость снижения рисков, в частности, про актуальность диверсификации производств, оптимизации цепочек поставок и ряда других действий.
Заметим, что этот «тревожный звоночек» далеко не первый. Хотя высокотехнологичное производство — не сельское хозяйство, но, как показывает практика, на нем тоже могут отражаться перепады погоды и природные катаклизмы.
Как это было
В эпоху первой глобализации казалось, что вопросы с производством компонент для компьютеров и самих компьютерных систем решать просто. Для минимизации цен следует размещать фабрики исходя из чисто экономических соображений — чтобы поблизости были вода и электричество, а также удобные пути для транспортировки готовой продукции. Если производство предусматривает крупноузловую сборку, то желательно наличие рядом некоторого количества рабочей силы, способной аккуратно закручивать винтики на этапах, где это по какой-либо причине не могло быть роботизировано, вот и все... Логично? Нет!
Прецедентов, указывающих на необходимость новых подходов к организации производств, за последнее время произошло достаточно много. Например, еще в доковидную эпоху аномальные дожди привели к проблемам на фабриках по производству «винчестеров» во Вьетнаме. Потом были внезапные морозы в Техасе, которые привели к переключению локальных энергетических мощностей на социальные объекты, как следствие — к отключению фабрик по производству процессоров. Потом — тайваньская засуха, которая тоже привела к проблемам с выпуском микроэлектроники, для производственных циклов тут тоже нужна вода. И т. д.
Производственные циклы в процессе создания микросхем достаточно длительные — некоторые составляют недели. Приостановка технологических процессов даже на короткое время привела к нарушению графика выпуска чипов, что обвалило цепочки поставок и привело к дефициту компьютеров по всему миру. От нескольких дней техасских морозов всю индустрию лихорадило несколько кварталов! Пандемия ковида и последующие события несколько снизили остроту восприятия тех событий, но на уровне индустрии соответствующие выводы были сделаны.
Нужны проактивные действия
Разобраться с водой и энергетикой достаточно просто: нужно лишь реорганизовать имеющиеся системы для придания им качественно иного запаса мощности, способного выдержать возможные пиковые нагрузки. Проектирование дополнительных водохранилищ и создание сети каналов для ускоренного водосброса, конечно, представляют собой сложные инженерные задачи и перемещение больших объемов грунта, изменения в энергосистеме тоже непросты и недешевы. Однако организовать защиту от землетрясений по понятным причинам существенно проблематичнее.
Сейчас тайванская промышленность выстояла — даже от 7+ баллов, что ее прекрасно характеризует! — но где гарантии, что завтра не случатся толчки в 8 баллов и более, которые положат производство микроэлектроники на этом острове уже на месяцы, а то и на кварталы. Что тогда случится с глобальным ИТ!?
Что делать
Разумеется, никто производства с Тайваня убирать не будет, фабрики продолжат работу, причем расширяя мощности и внедряя новое оборудование для выпуска чипов по техпроцессам с меньшим количеством нанометров и различными хитростями. Однако индустрии остро необходимо диверсифицировать производства.
Нужно развернуть альтернативные производственные площадки, распределенные по разным континентам, причем полученная сеть должна обладать запасом производительности, чтобы быть способной обеспечить глобальный рынок ИТ-продукцией, даже если ее часть будет остановлена. Принцип прост, но вот реализация сложна — фабрики по производству процессоров стоят миллиарды, и для них нужно редкое оборудование, за которым в очереди придется стоять много кварталов.
Однако иные пути для обеспечения стабильной работы глобальной ИТ-индустрии попросту отсутствуют, создавать площадки-дублеры придется. Появятся ли на рынке производства микросхем новые игроки, или уже известные компании создадут новые площадки — для индустрии это, в общем случае, не принципиально.
Вместо заключения
Заметим, что для обеспечения стабильности глобального ИТ-рынка — как производства микросхем, так и дальнейших цепочек поставок продукции — создание «чипостроительных» фабрик в разных регионах мира необходимо, но недостаточно. Также нужно проработать альтернативы для производства других компонент, а также служебных элементов (например, аккумуляторов).
В рублевой зоне с некоторых пор свои проблемы, из-за которых мы часто не замечаем происходящее внутри глобального ИТ-рынка и вокруг него. Там случилось много историй, проявивших риски, связанные как с природными катаклизмами, так и с техногенными авариями и социальными потрясениями. Выразительный пример — поставки через Суэцкий канал, которые уже несколько раз оказывались под ударом то из-за застрявшего сухогруза, то из-за активизировавшихся хуситов. Но если прецеденты с каналом на слуху, то о перипетиях с литием (то ему грозил дефицит, то монополизация китайцами, то его стало слишком много) относительно мало кто слышал. А литий нужен в больших количествах для производства батарей, без которых значительная часть микроэлектроники теряет смысл — от ноутбуков и до мышей, от смартфонов до наушников, от «носимой электроники» до электромобилей.
Вывод: общее снижение рисков для цепочек поставок — настоятельная необходимость, причем как для процессоров, так и для других элементов для создания цифровых устройств. Да, это потребует инвестиций, но за это заплатят, разумеется, заказчики — как В2В, так и В2С. В этом нет ничего удивительного: именно заказчики в итоге оплачивают все инновации, исследования, оптимизации, проектирование, приведение продукции в соответствие требованиям регуляторов и т. д. Им же, заказчикам, придется платить и за повышение стабильности поставок в нестабильном мире, тут уж ничего не поделаешь.
Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News