19 апреля 2024 г.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ продолжает изучать федеральные меры поддержки науки и технологий гражданского назначения и анализирует их распределение по объемам выделяемых средств и получателям.
Справочно: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ создал базу данных мер научно-технической политики, распределив их с учетом сложившейся международной практики их классификации1 по целям и получателям поддержки, федеральным органам исполнительной власти и организациям, ответственным за выполнение соответствующих мер. В базу данных вошли 206 инициатив с суммарным годовым объемом расходов в размере порядка 1 трлн руб., включая средства федерального бюджета, госкомпаний и институтов инновационного развития (ИИР). Дополнительно включены 24 налоговые меры с объемом выпадающих доходов федерального бюджета в размере не менее 0,2 трлн руб.
Механизмы поддержки
Общий объем выделенных в 2022 г. на развитие науки и технологий средств (1,2 трлн руб.) был распределен по линии прямой господдержки (за счет бюджетных и квазибюджетных средств реализуются 123 и 83 меры соответственно) и косвенной (24 налоговые меры) (табл. 1).
Почти 72% средств прямой бюджетной поддержки науки и технологий приходятся на три примерно сопоставимые по объему группы мер, а именно: госзадания на выполнение фундаментальных и прикладных исследований, субсидии организациям и госзакупки НИОКР по
Из перечисленных мер самые капиталоемкие — субсидии, которые различаются по дизайну и объему финансирования. Наиболее крупные: «Приоритет-2030» (ПП729); передовые инженерные школы (ПП619); средства Российскому научному фонду на гранты ученым (ПП180); обновление приборной базы (ПП1875); Национальная технологическая инициатива (ПП1251); кооперация науки и бизнеса (ПП218); комплексные научно-технические программы (ПП1439); средства на разработку современных технологий для отраслей промышленности (ПП109, 208, 301, 978, 1649, 2136). На средства субсидий в основном выполняются проекты, связанные с НИОКР в интересах обеспечения технологического суверенитета (более 75% объема средств на данные виды поддержки), а также осуществляется подготовка инженерных кадров и обновление приборной базы.
Госзадания на НИОКР — второй по объему инструмент прямой господдержки — являются основной формой финансирования более 1000 бюджетных и автономных организаций в сфере науки, включая оплату труда их персонала. При этом более 80% средств на госзадания приходятся на реализацию Программы фундаментальных научных исследований Российской академией наук и прикладных работ, осуществляемых подведомственными вузами и научными организациями. Кроме того, в рамках госзадания финансируется проект создания молодежных лабораторий, в рамках которого создано более 900 лабораторий под руководством молодых ученых.
Госзакупки НИОКР
Четвертый по объему затрат инструмент (более 15% объема прямой поддержки) — закупки НИОКР госкомпаниями
Важную роль в разработке новых технологий и их выводе на рынок играют меры поддержки фондов и институтов инновационного развития (9%), по большей части ориентированные на малые и средние технологические компании.
Оставшаяся часть госрасходов на науку и технологии (около 8%) включает бюджетные инвестиции, межбюджетные трансферты на поддержку наукоградов и технопарков, премии и стипендии, социальные выплаты, субсидии на повышение оплаты труда ученым.
Косвенная поддержка организаций, осуществляющих расходы на НИОКР, реализуется в основном в виде освобождения от уплаты НДС (88% объема налоговых расходов на НИОКР) и вычетов по налогу на прибыль (11%). Некоторые организации пользуются правом освобождения от уплаты налога на имущество (менее 1%). Кроме того, для отдельных категорий налогоплательщиков (участников Инновационного центра «Сколково» и других инновационных научно-технологических центров) установлены пониженные тарифы страховых взносов.
Распорядители средств
98 мер, на которые направлены 81,8% всех бюджетных расходов на науку и технологии, находятся под управлением шести ведомств: Минобрнауки России (40,7%), Минпромторга России (16,7%), Роскосмоса (14,9%), Росатома (4,6%), Минздрава России (3,2%) и Минцифры России (1,7%). Еще 42 меры (с долей 18,2% в общем объеме бюджетных расходов по данной статье) в ведении остальных ГРБС (Минсельхоз России, Росрыболовство, Федеральное медико-биологическое агентство, Роспотребнадзор, Роспатент, РАН, МГУ имени М. В. Ломоносова и др.) (рис.1).
Иные меры финансовой поддержки (всего 48) распределяют компании с госучастием (54,4%) посредством закупок по
14 комплексных мер (с долей в финансировании 7,7%) реализуют другие институты развития, включая Российский экспортный центр, АО «Роснано», Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Фонд национальной технологической инициативы, МСП Банк и Корпорацию МСП.
Объемы расходов компаний с госучастием на закупки НИОКР в целом сопоставимы с масштабами финансирования мер поддержки науки, технологий и инноваций по линии ИИР.
Получатели поддержки
70,3% от общего объема средств, выделяемых на развитие науки и технологий (в виде субсидий и бюджетных инвестиций) приходятся на вузы и научные организации (табл. 2). Порядка 15,4% направляются предприятиям на поддержку НИОКР, остальные распределяются между институтами инновационного развития (3,5%), РНФ (6,8%) и субъектами МСП (3,1%), а также идут на частичное возмещение затрат инвесторам в инвестиции на ранних стадиях в юридические лица (ПП1070), в студенческие стартапы и университетские стартап-студии (ПП1225) (0,6%) и непосредственно на поддержку ученых и исследователей (0,4%).
Резюме
Таким образом, основная часть бюджетных средств на реализацию мер поддержки науки, технологий и инноваций сосредоточена у шести ГРБС, что определяет их опорными ведомствами по обеспечению технологического суверенитета, развитию сквозных и критических технологий. В свете реализации технологических направлений, заявленных в Концепции технологического развития на период до 2030 г., необходимо повышение роли и степени участия отраслевых ведомств — Минэнерго России, Минсельхоза России, Минприроды России, Минэкономразвития России и других. По данным направлениям Президент РФ поручил в Послании Федеральному собранию разработать и запустить с 2025 г. национальные проекты технологического суверенитета.
В целом основным локомотивом формирования технологического суверенитета пока остаются бюджетные меры поддержки науки и технологий. Иные финансовые меры отстают от их уровня в 2,5 раза, а налоговые — почти в четыре раза, что недостаточно для технологической трансформации и обеспечения устойчивого роста экономики. В идеале нужно стремиться к зеркальной модели, когда первое место по объему занимают налоговые меры, затем следуют иные финансовые и бюджетные. Большинство стран — технологических лидеров осуществили в свое время планомерный переход к такой пропорции структуры мер в среднем за
Источники: ИС «Электронный бюджет» и сайт Федерального казначейства России — сведения бюджетной статистики о расходах в госпрограммах; СПС «Консультант» и «Гарант» — НПА регулирующие использование средств (Правила); сайты научных фондов (НФ) и институтов инновационного развития (ИИР) — отчетность НФ и ИИР; ИС «Госзакупки» — сведения о закупках компаний с госучастием; ИС ФАИП — сведения о бюджетных инвестициях; сайт ФНС — налоговая статистика, а также «Индикаторы науки: 2024»; результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ.
Источник: Виталий Дементьев, Михаил Гершман, Галина Китова, Леонид Гохберг (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ)