7 мая 2024 г.
Девять из десяти россиян говорят о Великой Отечественной войне в своей семье. И хотя память о войне постепенно меняется, значение ее для россиян всех поколений остается фундаментальным.
- 61% называют 9 Мая самым важным праздником.
- Подавляющее большинство говорят о Великой Отечественной войне в своей семье (89%, +8 п.п. к 2018 г.).
- Почти половина россиян много знает о своих родных — участниках войны из рассказов близких, писем, фото (45%, +6 п.п. к 2023 г.).
- 67% воспринимают 9 Мая как праздник, самую большую победу России на протяжении всей ее истории (−9 п.п. к 2005 г.).
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян, приуроченного к годовщине Великой Победы.
Главный праздник
9 Мая — особая дата в жизни нашей страны, ее главный исторический праздник. В этот день мы отдаем дань безмерного уважения и благодарности советскому народу, выстоявшему в кровопролитной войне против немецко-фашистских захватчиков. Празднование Дня Победы — «радость со слезами на глазах», это не только память о героическом прошлом, но и напоминание о той высокой цене, которую заплатил советский народ. Сегодня большая часть россиян (61%) называет День Победы самым важным для себя праздником. Начиная с 2018 г. именно 9 Мая возглавляет рейтинг важных для россиян праздников, опережая Новый год и Пасху. Однако в последние годы значимость этой даты снижается (2018, 2020 г. — по 71%, 2021 г. — 69%, 2022 г. — 67%, 2023 г. — 65%). Возможно, на это повлияла насыщенность жизни глобальными событиями, такими как пандемия, специальная военная операция, а также отказ от проведения праздничных парадов и шествий «Бессмертного полка» вследствие этих причин.
Голоса истории, голоса Победы...
Память о Великой Отечественной войне продолжает жить не только в исторических документах и кинохрониках, но и в личных семейных историях и воспоминаниях об участниках войны. Девять из десяти наших сограждан говорят в своей семье о Великой Отечественной войне, и в последние годы показатель вырос (2018 г. — 81%, 2024 г. — 89%). Таких разговоров практически не бывает в семье у каждого десятого (2018 г. — 19%). Каждый второй (45%, +6 п.п. к 2023 г.) также много знает о родственниках — участниках Великой Отечественной войны из рассказов своих близких, семейных архивов, писем, фото. На протяжении всего периода наблюдений за последние 20 лет этот вариант в ответах лидирует, а значит, семейные традиции устных рассказов об участниках войны остаются, хотя живых ее свидетелей становится все меньше. Существует определенный разрыв в передаче памяти между поколениями. Чем старше россияне, тем лучше они знают или помнят своих близких, которым довелось побывать на фронте. Если среди поколения оттепели — тех, кто ближе всех к событиям страшной войны, — больше половины хорошо осведомлены о близких, участвовавших в Великой Отечественной войне (56%), то среди зумеров таких в два раза меньше (27%).
Каждый третий россиянин (33%) знает лишь о факте участия своих родных в войне
Еще 12% наших сограждан сообщили, что их родственники, которые принимали участие в Великой Отечественной войне, пропали без вести или погибли и ничего больше о них не известно. Среди зумеров так отвечает примерно каждый пятый — 19%. Только 5% россиян ничего не знают о том, участвовали ли их родные в войне против фашистской Германии или нет. Это свидетельствует о том, что для подавляющего большинства война
Память о Великой Отечественной войне и подвиге родственников-фронтовиков сохраняется в российских семьях в том числе за счет устной передачи историй от старших поколений младшим и разговоров о войне. Однако с течением времени эта связь ослабевает, особенно в молодых поколениях, все более отдаленных от трагических событий военного времени.
- Разговоры о войне внутри семьи связаны с объемом сохранившейся памяти о родственниках-фронтовиках. Среди тех, кто много знает об этом из писем, фото, семейных архивов, показатель максимален — 95% говорят о Великой Отечественной войне. Среди тех, кто ничего не знает об участии родных в войне, подобные темы поднимаются реже — 73%, тогда как в 27% случаев таких разговоров практически не бывает. Это говорит об огромной роли семейных архивов и артефактов в сохранении и трансляции исторической памяти о войне на бытовом, семейном уровне. Они являются своеобразными носителями живой памяти, связывающей поколения.
Чтобы помнили...
В следующем году страна отметит 80 лет со момента окончания Великой Отечественной войны. Вместе с уходом тех, кто был ее непосредственным участником, меняется и представление о значении этой даты. За последние два десятилетия мы стали чаще говорить о Дне Победы как о дне памяти и скорби, сегодня так считают четверть россиян (25%, +7 п.п. к 2005 г.). Эта позиция особенно близка тем, кто родился после 1992 г. (младшие миллениалы и зумеры) —
Большая часть россиян (67%, −9 п.п. к 2005 г.) по-прежнему воспринимают 9 Мая как праздник, как самую большую победу на протяжении всей истории России. Чаще об этом говорят рожденные до 1981 г.
Изменение восприятия Дня Победы отражает естественный процесс трансформации исторической памяти с течением времени. По мере удаления от событий коллективная память общества постепенно деперсонализируется и обобщается. Тем не менее, несмотря на смену поколений, Великая Отечественная война сохраняет свою фундаментальную значимость для россиян. Ее значимость не ставится под сомнение даже молодежью. Только 4% наших сограждан говорят о том, что Великая Отечественная война — это уже далекая история, которая не слишком волнует нынешнее поколение, с 2005 г. это мнение не стало популярнее (5%). Акцент на скорбь и память в восприятии Дня Победы молодыми поколениями, возможно, связан с изменением форм передачи исторической памяти. Если для старших поколений это было живое общение с участниками войны, то для молодежи — преимущественно книги, фильмы, музеи и мемориалы.
Эту мысль подтверждают и следующие данные: если бы россияне захотели рассказать своим детям или внукам о победе Советского Союза над фашистской Германией, то в первую очередь они бы рассказали о том, как воевали их родственники (15%), за пять лет этот вариант стал звучать реже (2019 г. — 24%). В то же время наши сограждане стали чаще говорить о том, что поведали бы историю войны и победы (10%, в 2019 г. этот вариант не называли). Наряду с конкретными событиями войны, такими как блокада Ленинграда (13%), Сталинградская битва (12%), Курская битва (7%), взятие Берлина, битва за Москву (по 5%), россияне рассказали бы о героизме, подвигах защитников Родины (13%), роли патриотизма (6%), тяжелом для людей времени (5%), жертвах войны (4%), фашизме (3%) и других ужасах войны (2%).
Таким образом, опрошенные хотели бы дать будущим поколениям целостное и многогранное представление о Великой Отечественной войне, сочетая личные семейные истории, ключевые исторические события, героические и трагические страницы войны, ее причины и последствия, а также способствовать через такие рассказы сохранению памяти о войне и формированию патриотических чувств.
- Чем старше россияне, тем чаще они бы стали рассказывать о войне через историю своих родных — участников тех страшных событий
(21-22% среди поколений застоя и оттепели, то есть рожденных до 1967 г., vs. 7% среди зумеров). Молодые же россияне обратились бы в таком случае к рассказам об истории войны(12-15% среди зумеров и миллениалов vs. 5% среди поколения оттепели) и героизме народа (15% среди зумеров vs. 9% среди поколения оттепели).
Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ