20 мая 2024 г.

Генеративному искусственному интеллекту стремятся найти сегодня применение буквально повсюду, — не исключая и подсистему офисной печати. Исследователи из Quocirca провели опрос с целью выявить ожидания конечных заказчиков и непосредственных пользователей печатающей техники в этом отношении. И пришли к выводу, что потенциал для внедрения ИИ в этой области действительно имеется, — но чтобы реализовать его с выгодой для себя, вендорам придётся действовать в тесном контакте с партнёрами по каналу продаж.

Аналитика с подковыркой

Три основные области применения ИИ в подсистеме офисной печати, на которые указали участники опроса, — это:

  • автоматизация рутинных задач (34% респондентов),
  • прогнозирование и предотвращение инцидентов, связанных с несвоевременностью технического обслуживания устройств (32%),
  • ситуативное повышение качества печати (30%).

Как видно, первые два пункта жёстко не привязаны к конкретному принтеру или копиру: с разработкой умных помощников для решения подобных проблем на конкретном предприятии, даже имеющем на вооружении целый зоопарк устройств печати, вполне способен справится сведущий в ИИ интегратор. Более того, применять машинное обучение здесь полезно, но не обязательно (nice to have), — алгоритмические методы и традиционный статистический анализ сработают не хуже; вопрос только в том, что окажется для заказчика дешевле и проще в плане внедрения.

С третьим пунктом несколько сложнее: для ситуативного повышения качества печати принтер либо внешняя MDS, элементом котрой он выступает, самостоятельно определяет тип выводимого на печать документа и соответствующим образом подбирает оптимальные в данном конкретном случае параметры работы устройства: задействовать ли цветную печать, активировать ли дуплекс, эко-режим и т. п. По сравнению с безыскусным выставлением качества печати в настройках принтера на максимум здесь, очевидно, экономятся и время, и электроэнергия, и расходные материалы, а по сравнению с ручным выбором параметров всякий раз использующим принтер специалистом — снижается рутинная нагрузка на последнего и, опять-таки, сберегается бесценное рабочее время.

Вместе с тем доверить генеративному ИИ, да ещё и поневоле облачному (потому что на интегрированном в современный принтер вычислительном «железе» даже самая скромная по аппаратным требованиям модель точно не запустится), просмотр выводимых на печать документов для самостоятельной оптимизации рабочих параметров — значит подвергать информационную безопасность предприятия дополнительному риску. В целом лишь 18% опрошенных Quocirca уверены, что внедрение ИИ в подсистему печати усилит ИБ-контур организации.

Аналогичные опасения вызывает и предлагаемая рядом вендоров возможность фильтрации нежелательного контента на этапе перевода цифрового документа в твёрдую копию. Запретить сотрудникам использовать офисные принтеры и МФУ для распечатки своих личных билетов, картинок и прочего — цель, конечно, благая. Но с куда меньшим ущербом для ИБ она решается, например, уже применяемыми на предприятиях MDS с жёсткой персонификацией всех отправляемых на печать заданий — и с выборочным аудитом содержимого выходных лотков.

Возможно, хорошим решением здесь будет развёртывание локального ИИ-сервера для умного управления документооборотом и ситуативного контроля над безопасностью подсистемы печати (intelligent document processing and content-based security management), но такие задачи одному лишь вендору за счёт своих серийных продуктов, без доработки и поддержки их интеграторами на местах, точно решить не удастся. Опять же, учитывая немалую себестоимость пригодного для исполнения генеративных моделей «железа» и дополнительные расходы на дотренировку общедоступных моделей на материале заказчика, внедрение такого «локально умного» решения окупит себя далеко не сразу — даже в достаточно крупной организации.

Ничто человеческое

Ровно четверть респондентов подтвердили Quocirca, что видят позитивную роль внедрения ИИ в подсистему печати в исключении из этой самой подсистемы человеческого фактора. Однако представители менеджмента и собственно компетентные сотрудники, имеющие дело с принтерами и МФУ, по-разному расставляют приоритеты в этом вопросе. Для 20% менеджеров само по себе «обесчеловечение» всей процедуры перевода документа из цифрового вида в бумажный — благое дело и наивысший приоритет. Вместе с тем лишь примерно столько же — 21% — компетентных сотрудников считают, что удаление людей от устройств печати поспособствует повышению качества документооборота на предприятии в целом.

Здесь, считают эксперты, сказывается недоверие компетентных специалистов к искусственному интеллекту — который, отметим справедливости ради, в особенно актуальном сегодня генеративном своём изводе и впрямь достаточно часто ошибается. Т. е. за ним самим ещё нужен глаз да глаз, — куда уж бесконтрольно передоверять ему управление документооборотом! При этом компетентных сотрудников трудно считать закоснелыми луддитами: 34% их убеждены, что ИИ как раз лучше среднего биологического специалиста справляется с задачами предиктивного разрешения технических инцидентов с устройствами печати, — против 30% уверенных в том же менеджеров.

Интересный момент подметили в Quocirca: среди респондентов из организаций среднего масштаба (250-499 сотрудников) оказалось значимо больше горячих сторонников самого всеобъемлющего внедрения ИИ в подсистему офисной печати, чем среди представителей более крупных предприятий. Это восторженное восприятие новой привлекательной технологии как чудесного средства разрубить гордиев узел одолевающих средний бизнес проблем можно связать с практически полным исчерпанием иных вариантов повысить эффективность труда и снизить непроизводственные расходы — вдобавок к физической невозможности конкурировать по зарплатным предложениям с большим бизнесом. В то же время участники опроса из крупных компаний рассматривают привлечение ИИ к организации печати в своих офисах прежде всего как удобное средство для дополнительной экономии чернил и тонера, — но редко как для чего-то большего: в «цифровой наивности» их точно не выйдет упрекнуть.

Безусловно, со временем из категории «nice to have» ИИ в подсистеме офисной печати имеет все шансы перейти в разряд «must have», — особенно если в новые модели принтеров и МФУ вендорами будут внедрены такие перспективные решения, как вывод на печать кратких и ёмких резюме документов (вместо полных их текстов, — как опция, разумеется), автоматизированная проверка на возможное нарушение авторских прав и/или отдельных законов (упомянул кто-то в цифровом тексте компанию Meta, к примеру, — в твёрдой его копии тут же появляется сноска о признании её экстремистской организацией) и т. п.

Однако пока и компетентные сотрудники, имеющие дело с устройствами печати, и контролирующий их менеджмент не будут уверены в отсутствии дополнительных угроз ИБ предприятия со стороны умнеющей на глазах печатной техники, — широкого её приятия в общемировом масштабе трудно ожидать. И уж точно настолько умная офисная печать окажется замкнута в рамках локальных страновых рынков, в лучшем случае совместных рынков политически близких государств, — слишком уж неглобальными поневоле окажутся требования к её настройкам. Тем значительнее будет в этом случае роль интеграторов, — ведь для безопасного и эффективного включения ИИ в подсистему печати заказчика им наверняка придётся чрезвычайно плотно взаимодействовать с вендорами умных принтеров и МФУ.


Источник: Максим Белоус, IT Channel News