28 мая 2024 г.

Увеличить
Ирина Козерог
Увеличить

С 2021 года более 40 вузов России учитывают выпускные квалификационные работы в виде стартапов. Государственная программа «Стартап как диплом» привлекает к себе внимание не только в весенне-летний период защит — инициатива смелая и неоднозначная. О том, как новый формат дипломных работ влияет на развитие инноваций и предпринимательской среды, рассказала Ирина Козерог, член комиссии по ВКР в форме бизнес-проектов ИТМО и эксперт в области цифровых технологий.

Многие университеты России уже включили реальную практику предпринимательства в свои учебные программы. Стартапы как дисциплина внедряются в образовательный процесс высших учебных заведений достаточно давно, в виде конкурсов студенческих бизнес-проектов, олимпиад и акселераторов. Особенно эта практика находит отклик на факультетах технической направленности.

Как крупный бизнес поддерживает молодых предпринимателей

Крупные корпорации поддерживают инициативу и создают собственные акселераторы и грантовые программы, обращая внимание абитуриентов на возможность засчитать созданный стартап за диплом в вузе. Например, Сбер запустил программу SBER Student, где студенты создали более 1,8 тыс. стартапов. Кстати, проекты обучающихся действительно имеют бизнес-потенциал — выпускники программы уже привлекли более 420 млн рублей инвестиций. МТС также продвигает свою образовательную программу для разработчиков 5G-решений совместно с ИТМО. Практика курирования студенческих проектов со стороны крупного бизнеса благоприятно влияет на развитие технологий, компаний, а также дает шанс талантливым ИТ-специалистам без риска потери места в вузе сразу применять знания в бизнесе.

По сути стартап становится альтернативой выпускным квалификационным работам. Кроме того, использование студенческих стартапов в практике университетов положительно влияет как на студентов, так и на саму образовательную среду. Студенты получают возможность реализовать свои идеи, развивают навыки командной работы и формируют предпринимательские компетенции. Университеты же улучшают свой имидж и укрепляют связи с реальным сектором экономики.

Важным преимуществом подготовки и защиты выпускной квалификационной работы в формате стартапа является возможность оценить свои шансы на успешную предпринимательскую деятельность. Иными словами — можно попробовать создать бизнес еще в студенчестве и условно выйти из «игры», как минимум — с дипломом, как максимум — действующим руководителем компании.

Большой плюс в новой форме защиты диплома — это возможность выбирать. Студенты могут сами определить, будет ли государственная аттестационная комиссия оценивать стартап или традиционную выпускную квалификационную работу. Такой подход позволяет сформировать необходимые предпринимательские компетенции на начальном этапе профессионального пути.

Критика и реальное положение дел

Однако существуют и критика проекта «Стартап как диплом». Не смотря на то, что есть определенные требования к этой форме сдачи, зачастую их трактуют довольно широко. Например, помимо презентации действующего стартапа, требуется прохождение определенного этапа развития проекта — некоторые вузы требуют предоставлять MVP, доказывать успешность, инновационность, а также серьезно изучают бизнес-показатели, показатели финансовой устойчивости и социальной значимости проекта.

Также некоторые эксперты довольно скептически оценивают бизнес-проекты студентов с точки зрения востребованности и актуальности. Однако аналогичный комментарий вполне может касаться и классических дипломных тем. Если говорить о стартапах, то только за прошлый год на защиту в ИТМО были представлены такие проекты как EnviroHawk со стратегией коммерциализации системы мониторинга безопасности труда и управления рисками для промышленных предприятий, Space Marketplace и цифровая платформа по продаже товаров и услуг в космической отрасли, система гибкого управления проектами Aniva и даже автоматизированное создание брендированных материалов с применением искусственного интеллекта в проекте Brandy. Разброс тем и проектов удивляет и одновременно говорит о креативном подходе молодых специалистов к новым бизнес-сегментам.

Что инициатива дает ИТ-рынку России?

Согласно данным ежегодного рейтинга ТОП-1000 университетских стартапов, более 37% студенческих проектов для диплома реализованы в области цифровых технологий. В тройку наиболее популярных отраслей вошли также креативные индустрии (14,6%) и стартапы в сфере медицины и здоровья (10,8%). Именно благодаря программе «Стартап как диплом» происходит вовлечение студентов в технологическое предпринимательство, что в перспективе может стать причиной развития инновационной экосистемы в стране.

Внедрение программы «Стартап как диплом» в учебный процесс высших учебных заведений несет важную миссию в условиях цифровизации общества. Однако для дальнейшего развития программы должны быть доработаны некоторые шаги, которые бы сделали проект действительно универсальным методом оценки знаний студентов и бизнес-перспектив представленных на защиту проектов.

Например, среди важных шагов стоит отметить стандартизацию критериев для структуры и отбора стартапов, активное привлечение внешних экспертов в аттестационные комиссии и создание межвузовских консорциумов для обмена опытом. Программа «Стартап как диплом» является инновационным методом обучения, способствующим формированию командной работы и практической направленности в образовательном процессе высшей школы.

В целом, программа «Стартап как диплом» — это современный инновационный подход к обучению студентов. Целый год молодые специалисты работают над своим проектом, тестируют формат предпринимательства в стенах ВУЗа без реальных финансовых рисков, изучают и на практике понимают все этапы создания цифрового продукта.

Это все несет большую пользу для дальнейшего развития профессиональной экспертизы, даже если в результате студенты выберут корпоративную карьеру, а не предпринимательство. Они учатся анализировать рынок, создавать MVP, строить финансовые модели, параллельно приобретая навыки формирования и работы в команде. Выбирая классическую форму защиты выпускной квалификационной работы, все эти знания начинающие специалисты получают только на практике, на первом рабочем месте. Таким образом, программа «Стартап как диплом» имеет большой потенциал и открывает карьерные возможности выпускникам.

Источник: Ирина Козерог, член комиссии по ВКР в форме бизнес-проектов ИТМО и эксперт в области цифровых технологий