12 августа 2024 г.

В продолжение нашей майской заметки «Взаимодействие бизнеса, науки и образования выходит на качественно новый уровень» и июньского обзора мнений мнений «Грозит ли ИТ-компаниям „налог на ИТ-образование“?».

В августовской публикации «Кадровый голод заставляет компании „вербовать“ будущих сотрудников уже со школы, но многомиллионные вложения в развитие молодежи часто не окупаются» профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов обратил внимание на то, что «в западных компаниях развита система заказа научных разработок вузам. В результате вузы реализуют проекты под заказ работодателей прямо в своих лабораториях, над заказами работают студенты, которых компания таким образом узнает прямо со студенческой скамьи. Зачастую после выпуска она берет этих, уже знакомых ей, студентов к себе на работу. В России такой вариант взаимодействия вузов и работодателей пока в самом зачатке».

В попытках разобраться, так ли это на самом деле (в ИТ-индустрии), мы задали топ-менеджерам некоторых компаний, занимающихся разработкой ПО, вопрос: «Приходилось ли вам заказывать вузам научные разработки? А если да, то какие именно научные разработки вы заказывали вузам и как оцениваете эффективность такой практики?»

Вот некоторые ответы.

«Мы пробовали. Пока результаты не очень. Дело в том, что у преподавателей совсем другие цели. Они обычно не связаны с решением научных задач для компаний. Максимум, что получается — готовить материалы или учебные программы, т. к. это стыкуется с тем, что они делают. Статьи они публикуют, а учебные материалы вносят в учебные программы. Так сказать, совмещают приятное с полезным», -— рассказал нам генеральный директор Loginom Алексей Арустамов.

«Сотрудничество строится скорее в формате совместных учебных курсов, мастер-классов, стипендий... Пока сложно говорить именно про фундаментальные научные разработки. Наверное, это задача государства или крупных государственных предприятий. В случае с такими компаниями как мы, работающими над решениями для крупного бизнеса, речь скорее может идти о создании совместных центров компетенций, подключении вузов к прикладным исследованиям. Тут первые шаги уже делаются. Но нужно время, чтобы научиться работать друг с другом, оценить реальные возможности...», — добавил генеральный директор «Рексофт Консалтинг» Андрей Скорочкин.

«Любые научные исследования и последующие „разработки“ могут проводиться только на некотором фактическом и статистическом материале из реальной жизни. Иначе они будут „высосаны из пальца“, что в значительной мере сейчас и наблюдается. Тогда кому и зачем они нужны? Может, вузы и хотели и могли бы выполнить исследовательские работы в какой-то области, но где они возьмут необходимый фактический материал? Прежде чем заказывать научные разработки в любой области, надо обеспечить исследователям доступ к фактическим материалам и данным. Порой сырые и хорошо очищенные от шумов данные ценнее результатов их обработки и поиска в них тех или иных закономерностей... Не все хотят такого рода данными с кем-либо делиться...», — пояснил генеральный директор ГК ЛокИС Сергей Проскурин.

«Сейчас мы у вузов берем студентов на практику и на работу. Это пока единственный формат сотрудничества. Ну еще можем предоставлять Рутокены для оборудования их компьютерных классов», — рассказали нам в компании «Актив». В компании пока обходятся своими силами: «У нас большой штат разработчиков».

Вот какой историей поделился с нами Иван Панченко, сооснователь Postgres Professional, председатель экспертного совета АНО «Открытый код», глава Комитета по интеграции российского программного обеспечения АРПП «Отечественный софт»: «Один раз было, заказывали самому серьезному вузу обзор рынка, нам намолотили копипасту из интернета, испанский стыд. Но, возможно, есть нормальные вузы. Заказывая вузу научную разработку, надо чётко понимать, что за команда будет её делать, и быть уверенными в том, что эта команда её сделать может».

Есть и положительные примеры сотрудничества, осуществляемого по схеме «ИТ-компания — ВУЗ — НИР». Комментарий генерального директора CodeInside Максима Семёнкина: «Первый НИР мы стартовали в 2018 г. совместно Пензенским ГУ по теме машинного зрения. На стороне ВУЗа была сформирована студенческая команда под началом научного руководителя. Исследования продолжалось около двух лет. Это позволило нам сформировать новую компетенцию в компании, которая стала основой для предоставления новой услуги и появлению собственного продукта, который мы развиваем в настоящее время. Кроме этого у нас сформировался исследовательский коллектив, который возглавил один из тех студентов, с которыми мы делали первый НИР. В ближайший учебный год мы готовимся провести серию мастер-классов для студентов ПГУ по машинному зрению — спасибо университету! По сей день мы продолжаем заниматься совместными исследованиями с университетом и по другим темам. Таким образом, в условиях кадрового голода, не отвлекая сотрудников компании, мы сформировали новую востребованную компетенцию в компании».

Из этих ответов напрашивается такое предположение: отечественные вузы, выполняющие качественные НИРы по заказу ИТ-компаний, есть. Но их пока не так много. И не совсем понятно, кто и какие шаги должен предпринять, чтобы примеров такого взаимовыгодного сотрудничества было больше.

А почему, собственно говоря, желательно, чтобы примеров такого сотрудничества было больше? Да по простой причине: как говорил Густав Роберт Кирхгоф (1824-1887 гг.), а вслед за ним и Альберт Эйнштейн (1979-1955 гг.), «Нет ничего практичнее хорошей теории». И если мы стремимся к технологическому суверенитету, то должны не просто копировать зарубежные разработки, а стремиться создать что-то принципиально новое. А это возможно лишь на базе достаточно глубоких научных разработок.

Топ-менеджерам предприятий, у которых нет положительного опыта cотрудничества по схеме «ИТ-компания — ВУЗ — НИР», мы задали такой дополнительный вопрос: «Приходилось ли вам предлагать вузам, с которыми сотрудничаете, темы дипломных работ (а то и кандидатских диссертаций), связанных с необходимостью решения тех или иных задач, стоящих перед вашей компанией?».

Понятно, конечно, что дипломная работа и даже кандидатская диссертация — это не полноценная научно-исследовательская работа (НИР), выполняемая коллективом специалистов под руководством опытного гуру, знающего о своей предметной области всё и даже больше, но все же некоторое приближение к НИРу. К сожалению, никто из наших респондентов ответить на этот вопрос почему-то не решился.

Однако ситуация здесь, надо полагать, намного лучше, чем с НИРами. Вот что рассказал директор Института информационных и вычислительных технологий НИУ «МЭИ» Сергей Вишняков: «В нашем институте дипломных работ на реальные темы, связанные с решением задач в интересах различных компаний, много, даже, пожалуй, большинство, не менее 65-75% (поменьше у бакалавров, побольше у магистров). К сожалению, не все выпускники, приносящие темы дипломов с предприятий, на которых они работают или проходят практику, оформляют специалистов этих предприятий в качестве официальных консультантов по выпускной квалификационной работе и не все утруждают себя получением отзывов и актов о внедрении. Но вполне вероятно, что новые инициативы Минцифры мотивируют организации более четко и явно заявлять свою позицию в отношении студентов и их работ».

Ситуацию с НИРами Сергей Вишняков комментирует так: «Очень часто под НИОКР в сфере ИТ понимают разработку ПАК или ПО. Заказчиком при этом часто выступает не ИТ-компания, а отраслевая, например, энергетическая, радиоэлектронная, авиастроительная и т. п. Если для НИР в интересах компаний из отраслей вуз может предложить многое — уникальные лаборатории, испытательные стенды (оборудование, которое несоизмеримо дороже самой НИР), то в ИТ-отрасли сложно предложить уникальное оборудование крупным ИТ компаниям (скорее наоборот!).

Поэтому вуз может предложить ИТ-компаниям только уникальных специалистов, с особенными компетенциями. И тут возникает еще одна проблема — зачем заключать договор о НИР с университетом и платить дороже, когда можно нанять уникального специалиста к себе в штат? Это быстрее, проще, дешевле, чем договор о НИР. И это серьезная проблема... Университет не получает ни денег, ни объектов авторского права, сотрудник выбывает из работы на кафедре частично или полностью».

Кроме того, отмечает Сергей Вишняков, по ИТ-тематике очень сложна проблема защиты прав: «Разработка уникального метода, новой вычислительной технологии, новой архитектуры системы ИИ — очень сложные, трудоемкие и дорогие во всех смыслах задачи, но при этом одна неудачная публикация, патент, регистрация программы для ЭВМ, да даже одно выступление могут стоить утечки ценной идеи к конкурентам. Поэтому договоры на НИР с ИТ компаниями обрастают очень строгими NDA и справедливо рассматриваются как рискованные.

Есть, конечно, крупные ИТ-компании, которые могут себе позволить фундаментальные НИР с не очень жесткой NDA, с возможностью публиковать результаты, это для них своего рода реклама в качестве научно-технологических лидеров, возможность на раннем этапе найти зерна прорывных технологий. Но это, по очевидным причинам, путь гигантов ИТ-индустрии.

Для малых ИТ компаний я вижу хороший опыт в небольших НИР по созданию задела, где компания впоследствии может создать инновацию, стартап и выйти на рынок. Это „короткие“, на несколько месяцев, недорогие работы, цель которых создание прототипов новых решений. Но продвигать и разворачивать производство компания, видимо, должна сама».

Источник: IT Channel News