4 июня 2024 г.

Достижения и успехи страны, ее люди, внешняя и внутренняя политика — основные источники национальной гордости россиян.

  • Топ-3 ассоциаций со словом «Россия» — Родина (33%), великая страна (25%), патриотизм (23%).
  • Топ-3 символов, олицетворяющих Россию для наших граждан, — флаг, герб, гимн (30%, +18 п.п. к 2022 г.); народ, природа (по 10%), медведь (8%).
  • Топ-3 поводов гордиться Россией — люди и их качества (16%), армия (13%) и Президент (10%).

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, как представляют себе нашу страну россияне, и чем гордятся больше всего.

С чего начинается Родина?

Образ Родины — тема, известная нам со школьной скамьи, ставшая одной из центральных тем для большинство русских поэтов и классиков. Перефразируя А.С. Пушкина, можно сказать: «Россия... как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось». У классиков Россия получает множество имен: Русь святая, Родина-мать, матушка-Русь, воспрянувшая, золотая, ангельская, бездонная... Многоликим можно назвать и образ России в представлениях россиян. Довольно часто она ассоциируется с гордостью, величием, патриотизмом — 52% ответов (великая страна — 25%, люблю Россию — 23%, радость, надежда — по 2%). Значительно выражен и компонент России как Родины — 48% ответов (родился здесь — 33%, мой дом — 6%, моя страна — 5%, семья, близкие люди — 4%).

Для многих наша страна — это ценности, культура и национальная идентичность — 20% ответов (люди, сплоченность — по 5%, справедливость, стабильность, возможности, свобода, культура — по 2%). В образе России присутствуют и другие составляющие: официальные символы (10% ответов), природа, ресурсы (9% ответов), военная история (7% ответов). Негативные ассоциации набирают 6% ответов, что свидетельствует о преимущественно позитивном образе страны в общественном сознании.

Полученные результаты демонстрируют, что образ России в восприятии большинства ее граждан основывается на чувстве гордости, патриотизма, привязанности к Родине и ее культурно-исторической самобытности. Это создает прочную основу для национальной идентичности и сплочения общества.

О символах

Символы, олицетворяющие Россию для ее граждан, оказались самыми разнообразными. Для трети опрошенных— это официальные символы государства (30%, +18 п.п. к 2022 г.), Красная площадь, Кремль (7%, + 5 п.п. к 2022 г.). Для части опрошенных Россия — это дом, Родина (6%), близкие люди и семья (3%).

Образ России связан также с ее многонациональным народом (3%), гражданами страны (10%), их добротой и сплоченностью (по 4%), русской душой (3%). Среди символов страны важное место занимает природа (по 10%), большая территория (6%), природные богатства (2%), береза (6%), а также негласный символ из животного мира — медведь (8%).

Фигура Президента (6%), символизирующая собой государственную власть, также входит в перечень ассоциаций, олицетворяющих Россию. Это отражает значимость сильного политического лидерства в восприятии образа страны. Среди других политических и властных символов — великая страна (6%), армия (3%), внутренняя политика (3%), справедливость, демократия (по 2%).

Для части россиян символом нашей страны являются ее культура (5%), история (2%), вера (2%). Иными словами, образ России в сознании граждан является многогранным и включает в себя как государственно-политические, так и культурно-исторические, природно-географические и духовные компоненты.

Люди, армия, Президент

Семь из десяти (71%) россиян смогли назвать различные поводы для гордости в современной России. Чаще всего речь шла о достижениях и богатствах страны — 36% ответов (армия — 13%, масштаб страны, достижения в науке и технологиях — по 5%, спорте — 3%, космической сфере — 2%, культура, мощная держава — по 4%).

Многие гордятся российским народом, присущим ему качествами — 26% ответов (народ — 16%, единство, многонациональность — 5%, патриотизм −3%, таланливая молодежь — 2%). Вызывает чувство гордости у наших сограждан и внутренняя политика — 23% ответов (развитие страны, экономики — по 4%, промышленности, инфраструктуры, социальной политики — по 3%, повышение уровня жизни, качественное образование и здравоохранение — по 2%). Часть ответов касались внешней политики — 16% (суверенитет — 6%, СВО, международная политика — по 4%, свобода слова — 2%) и власти — 12% ответов (Президент — 10%, Правительство — 2%).

Можно сделать вывод, что образ современной России, вызывающий у граждан чувство национальной гордости, формируется на основе представлений о могуществе страны, ее достижениях в различных сферах, силе и единстве народа, а также эффективности государственного управления.

Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ