4 июня 2024 г.

30 мая 2024 года на площадке Multispace Dinamo Ассоциация менеджеров провела проектно-аналитическую сессию Комитета по информационным технологиям на тему «Миграция российского бизнеса на отечественный софт». С приветствием к собравшимся обратилась заместитель исполнительного директора Ассоциация менеджеров Катерина Киндрук. Модераторами встречи выступили Юрий Востриков, генеральный директор «БПМ Софт», и Максим Аверин, директор по информационным технологиям «Сбербанк страхование».

Игорь Козлов, вице-президент по информационным технологиям «Сегежа групп», назвал правильным шагом для российского бизнеса отказаться от иностранного софта раньше, чем его отключат зарубежные разработчики. Пилотные испытания российских ИТ-решений, со слов Игоря, продемонстрировали свою состоятельность и конкурентоспособность. Но на пути к этому переходу, безусловно, не обойтись без сложностей. «В их числе — необходимость масштабного переобучения персонала, а также большие затраты на внедрение нового ПО, ведь его стоимость зачастую может значительно превышать цену зарубежного аналога», — объяснил Игорь Козлов. Эксперт дал совет компаниям-разработчикам — быть готовыми к росту числа обращений в службу технической поддержки.

«Главное при комплексной миграции на отечественные решения учитывать их надёжность, удовлетворение клиентских ожиданий, достижение ключевых параметров по совместимости», — отметил Виталий Попов , директор Департамента реализации инфраструктурных проектов Softline.

Говоря о проблемах, с которыми может столкнуться разработчик российского ПО, Виталий отметил дефицит кадров, а также недоверие со стороны заказчика в совокупности с его стремлением перестраховываться при покупке и переходе на новый продукт.

Более половины всех закупок ПО составляют российские решения, и этот тренд только укрепляется, отметил Ренат Лашин, исполнительный директор АРПП «Отечественный софт». Для удобства поиска и подбора российских аналогов ушедших с рынка разработок в АРПП создали и разместили на своем сайте отраслевой каталог российских ИТ-продуктов «Импортозамещение». Простой поиск позволяет компаниям быстро сделать правильный и важный выбор для снижения своей импортозависимости.

Ренат перечислил несколько трендов, которые наметились в связи с переходом рынка на отечественное ПО: «Это внедрение ИТ-сертификации специалистов, ускорение темпов цифровизации новых регионов РФ, большее внимание к использованию искусственного интеллекта, поддержка государством высокотехнологичных компаний и крупного бизнеса, а также возврат к повестке цифровой трансформации».

«Важнейший навык для бизнеса сегодня — уметь выбрать хороший продукт среди многих, — считает Михаил Сизов, управляющий партнер компании „Мобиус Технологии“. — И мы видим потребность рынка в консультациях по подбору, за этим обращаются именно к нам».

«У нас есть успешные кейсы создания ИТ-стратегий для компаний, столкнувшихся с отключением от доступа к системе и оставшихся без технологической и консалтинговой поддержки. Также мы разработали персональный курс по Astra Linux для горнометаллургической компании», — поделился опытом Михаил. Проблема многих компаний в том, что, помимо стандартных обучающих материалов, им нужны и персональные образовательные курсы, учитывающие специфику бизнеса и его задач, дополнил спикер.

«Необходимо искать новые возможности для коллаборации, в них скрыты большие возможности для рынка, — отметил Владимир Егоров, заместитель генерального директора „Консист Бизнес Групп“. — Мы все отрезаны от технологий, с которыми работали 20 лет. Ограничения коснулись и нас, и наших заказчиков. Но эти сложности — это новый импульс, который всем нам нужен».

Юрий Швыдченко, директор компании «Технологии Доверия», выразил уверенность в том, что будет расти и рынок отечественных CRM-систем. «Но при этом ему нужны новые возможности, надежная поддержка сервисов и систем, а также возможность оптимизации ключевых процессов, — дополнил он. — А импортозамещение сейчас актуально не только в ИТ-секторе, но и в HR, системе электронного документооборота, в бухгалтерских и ERP-системах».

Об истинных целях цифровизации рассказал Александр Губанов, основатель Planetra: «Это, прежде всего, увеличение капитала, которое происходит благодаря выходу на новые рынки сбыта и росту операционной эффективности». Эксперт сделал акцент на требованиях к цифровизации — «важны непрерывность и постоянное развитие, точность принятия решений, развитие в долгосрочной перспективе, приоритизация, совершенствование функциональных решений, постоянный мониторинг и внедрение нового».

На пути к цифровизации у компании должно быть видение ИТ-ландшафта и четкая стратегия. «Важно поддерживать процесс оркестрации всех функциональных решений между собой», — дополнил Александр.

Григорий Бахин, коммерческий директор сервиса email-рассылок Unisender, подчеркнул ключевые аспекты импортозамещения в контексте MarTech индустрии. Он выделил значимость внедрения искусственного интеллекта для генерации рассылок с применением систем антиспама, конструктора чат-ботов и автогенерации продающих текстов.

Эксперты встречи высоко оценили темпы импортозамещения на рынке отечественного софта и отметили, что «многое уже получается быстро и хорошо». Они дали универсальные рекомендации российскому бизнесу, который претерпевает сложный этап перехода с иностранного ПО на российское — вписывать приобретаемые программы и продукты в свой ИТ-ландшафт и предусматривать возможность их гибкой трансформации для интеграции новых решений.

Источник: Пресс-служба Ассоциации менеджеров