27 июня 2024 г.
Переход на санкционно-устойчивый технологический стек начат более десяти лет назад, третий год идет ускоренными темпами, но пока далек от завершения. На соответствующие процессы взгляды государства, игроков ИТ-сегмента и заказчиков обладают некоторой спецификой и своеобразными акцентами, иногда различны, а местами оказываются противоположными.
Новый технологический стек — часть глобальной политики
Наличие собственных электронных платформ в ключевых секторах и госуправлении, современная отечественная телекоммуникационная инфраструктура — обязательные условия достижения прорывных результатов и обеспечения безопасности страны, во время майского выступления в Госдуме указал Михаил Мишустин, Премьер-министр РФ, как сообщает «Российская газета». Однако на уровне государства процессы импортозамещения рассматривают много шире, чем важное условие санкционной защищенности национального ИТ.
Формирование собственного стека технологий, полностью контролируемого государством, необходим в современных условиях для существования и для дальнейшего развития РФ как одного из центров нового многополярного мира, отметил Василий Шпак, заместитель министра промышленности и торговли РФ, выступая на форуме «Кейсы: опыт ИТ-лидеров». Российские решения имеют высокие шансы на успех в регионе российской «валютно-технологической зоны», к которой тяготеют страны СНГ. С этим согласны игроки российского рынка.
«Страны СНГ — это целевые для нас рынки, поскольку российские решения нативно понятны заказчикам, а значит проще выстроить правильный пресейл и обучить команду», — говорит Антон Спирин, заместитель генерального директора по развитию бизнеса НОТА (Холдинг Т1). Кроме стран СНГ, ИТ из РФ будут востребованы в странах «глобального юга», прежде всего, из Ближнего Востока и Северной Африки, как уверены в Правительстве, и это станет одним из факторов, способствующих формированию нового мира.
Деглобализация — процесс возможный, но дорогой
Глобализация — процесс дорогой. Например, для нее нужно создание, обслуживание и развитие каналов обмена товарами, финансами, услугами, рабочей силой и т. д., а каналы, работающие в соответствии с современными требованиями, стоят денег. Процессы управления логистикой, «сшивания» требований национальных регуляторов и прочие — тоже дорогостоящие. Однако глобализация, как показала практика, экономически выгодна участникам процесса — несмотря на огромные накладные расходы от глобализации мировая экономика раз за разом оказывается «в плюсе». Конечно, этот «плюс» будет распределен неравномерно — одни участники получают больше, другие меньше.
Деглобализация в современном виде выглядит как «глобализация лайт» — предлагают разделить единую мировую экономику на достаточно крупные фрагменты, внутри которых воссоздать, по сути, уже апробированные глобализационные процессы, упрощающие движение товаров/капиталов/людей/etc., только в более узких границах и в меньшем масштабе. В принципе, такое можно сделать. Однако за деглобализацию придется заплатить. Новые связи между странами и регионами в ряде случаев придется пересобирать заново, а эффективность процессов окажется ниже хотя бы из-за «эффекта масштаба».
Соответствующие процессы в форме фрагментации и диверсификации пока еще единой мировой экономики займут годы и приведут к триллионным убыткам в разных формах: новых затрат, упущенных прибылей, возрастания себестоимости и т. д. Например, общие потери только финансового сектора из-за появления ограничений с инвестициями составят порядка 1% от мирового ВВП в течение пяти лет, а в долгосрочной перспективе дойдут до 5%, как сообщает РБК, а это огромные деньги.
Как это выглядит в ИТ?
Предположим, процесс деглобализации запущен, он касается различных сегментов экономики, в том числе, ИТ. Как это выглядит в деталях? Вместо глобальных технологических лидеров должны прийти региональные, на решения начнут массово переходить локальные корпоративные клиенты. Российские технологические решения, построенные на новейших архитектурах, способны заинтересовать заказчиков в разных «валютно-технологических зонах». Использование современных инструментов — путь к увеличению производительности труда, а это, как отметил Василий Шпак, сейчас самый главный вызов. Однако есть и мощные демотивирующие факторы, затрудняющие широкое распространение российских решений.
Для корпоративных клиентов из «валютно-технологических зоны» — как бизнесов, так и госструктур — переход на новый технологический стек будет долгим, сложным и дорогим, что хорошо видно на примере российского импортозамещения. Нужно массово приобретать новые решения и отправлять «в утиль» исправно функционирующие и пока не выработавшие свой ресурс, а зачастую даже не отбившие затраты на покупку и внедрение. Надо обучать специалистов работе с новыми инструментами, пересобирать корпоративные ИТ-ландшафты, выполнять миграцию и т. д. Во время перехода придется использовать в составе своих ИТ-рельефов несколько разных технологических стеков: это увеличивает сложность инфраструктуры, уровень рисков кибербезопасности и стоимость владения, а соответствующий период может быть достаточно длительным.
Итоговые преимущества миграции на новый стек для корпоративных заказчиков из других регионов оказываются неочевидными: в результате всех усилий они даже не получат санкционной устойчивости, в отличие от игроков российского рынка. Для «регионалов» поставщики ключевых компонент для обновленного технологического стека все равно останутся внешними.
Экспансия российского ИТ: теоретически — нужно, практически — дорого
С одной стороны, выход за пределы РФ и осваивания рынков «валютно-технической зоны» для российских компаний — вопрос выживания. Без этого, подчеркнул Василий Шпак, невозможен возврат инвестиций. Возврат инвестиций в разработку при работе вендора только на российском рынке действительно крайне проблематичен из-за малого объема локального рынка.
Для обеспечения объема продаж, достаточного для обеспечения новых циклов разработки (которые, заметим, становятся все дороже), российским ИТ-продуктам надо выходить за пределы рублевой зоны. Каждый новый цикл обновления ИТ-продуктов требует больших денег, которые можно получить только работая на огромных рынках сбыта. Емкость национального рынка РФ недостаточна для развития в рыночных условиях всего спектра компонент технологического стека, что прекрасно понимают в Правительстве.
Но выход на новые рынки — процесс дорогостоящий. Локализация продуктов для новых регионов представляет комплекс мер, который много шире, чем перевод на национальные языки интерфейсов, надписей на корпусах и документации. Также потребуется получение лицензий от локальных регуляторов, создание партнерской сети — от представительств до дистрибьюторов и от техподдержки на национальных языках до формирования образовательного стека. Решением такого спектра задач в регионе выгодно заниматься для организации широкомасштабных продаж, например, для радикального обновления технологического стека с переходом на российские решений. Но для меньших масштабов деятельности — например, для отдельных продаж/внедрений рынках — этот комплекс действий все равно придется выполнять, но в этом случае его финансово-экономическая эффективность оказывается под вопросом как в кратко-, так и в среднесрочной перспективе.
Как может выглядеть поддержка экспансии?
В теории продвижению высокотехнологичной российской продукции за пределами рублевой зоны должны способствовать «цифровые атташе». Напомним, что созданием института таких представителей российской индустрии в начале 2022 года занялись совместно Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство промышленности и торговли РФ и Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ), а в начале этого года «цифровые атташе» были представлены в 35 странах мира, включая Алжир, Кубу, Перу, Туркменистан, Эфиопию и пр. О важности этого института неоднократно говорил Валентин Макаров, президент ассоциации «Руссофт».
Атташе могут сделать многое для создания положительного образа российских решений, но инфраструктуру — локальные представительства, местных дистрибьюторов, интеграторов, внедренцев и консалтеров, умеющих работать с новыми решениями, и т. д. — российским компаниям придется создавать за свой счет. Освоение новых рынков сбыта требует огромных инвестиций, но их источники пока непонятны.
Вместо заключения
Технологии выхода на новые рынки в общих чертах ясны. «Мы планомерно осваиваем зарубежные рынки: активно налаживаем дистрибуцию продуктов в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане и Белоруссии — там уже есть продажи, причем через партнерские каналы», — говорит Антон Спирин, отмечая, что планы НОТА на ближайшие
Продвижение требует масштабных инвестиций, причем со стороны как российских игроков, так и заказчиков в новых регионах мира, а также в ряде случаев от государств. «Отрасль уже двигается в правильном направлении, и для ускорения нужны финансовые инструменты, которые будут способствовать успешному выходу на экспортные рынки, создавая конкурентные преимущества для разработчиков в России и наших странах-партнерах», — говорит Валентин Макаров.
Однако рыночные возможности российских компаний для привлечения ресурсов на продвижение ограничены — внутри деньги дорогие, внешние инвестиции привлечь проблематично. Откуда дополнительные ресурсы взять игрокам российского ИТ? Вопрос остается открытым. Заметим, что у российских компаний уже начинают появляться новые экономические проблемы с освоением домашнего рынка в процессе импортозамещения. Проблемы предсказуемые, но их текущее состояние и возможная динамика развития требуют отдельного рассмотрения.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News