26 июня 2024 г.

Мошенники стремятся туда, где деньги. Маркетплейсы — та самая цифровая среда, где покупки не прекращаются ни на минуту. Аналитики прогнозируют, что к 2027 г. на электронную коммерцию придется около четверти мировых розничных продаж против 19,4% в 2023 г. Как следствие, к площадкам электронной торговли растет внимание злоумышленников. О мошеннических схемах на маркетплейсах и способах защиты от них рассказывает Виктор Иевлев, руководитель отдела информационной безопасности группы компаний «Гарда».

Маркетплейсы — привлекательная для злоумышленников среда. Пользователи привязывают к личным кабинетам банковские карты, а средства на них не перестают интересовать любителей легкой наживы.

Вообще, способов хищения денег у любителей онлайн-шопинга может быть несколько. Одна из них — фишинг. Злоумышленники создают фейковые сайты с доменным именем, похожим на известный маркетплейс. При регистрации или во время пользования площадкой жертва сама вводит свои персданные или данные банковской карты, передавая их фактически в руки аферистам.

Еще одна схема строится на том, чтобы в обход правил площадки «увести» покупателя для общения в мессенджер. Уже там мошенники предоставляют фейковые ссылки для оплаты, когда при переходе и вводе данных деньги уходят не продавцу, а на счета злоумышленников. В таком случае, кроме пользователей, которые теряют средства, страдает и репутация продавцов.

Были случаи обмана, когда продавец при оформлении сделки заявлял о том, что товар закончился, предлагал отменить заказ и вернуть деньги, а для их получения высылал пользователю ссылку на фишинговый сайт.

Что же делать, как же быть

Пожалуй, лучшим средством защиты от подобных убытков будет бдительность в совокупности с соблюдением базовых правил кибергигиены.

  1. Придумайте надежный пароль из набора не связанных между собой букв и символов разного регистра.
  2. Заведите специальную карту для интернет-покупок и переводите на нее нужную сумму только в момент оплаты. Не привязывайте зарплатную карты к личному кабинету маркетплейса.
  3. Если выпустили специальную бонусную карту сервиса (например, такая есть у Яндекс.Маркета), не храние на ней деньги. Лучше периодически пополняйте баланс перед совершением покупки.
  4. Если вы заметили подозрительную активность — свяжитесь с техподдержкой и отмените все заказы, которые не делали, так есть шанс не потерять свои деньги.
  5. Не соглашайтесь переоформлять доставку товара в другой пункт выдачи и не переходите по ссылкам, которые продавец присылает в личных сообщениях: на площадке или во вне.
  6. Не переходите из магазина в сторонние мессенджеры для общения с продавцом.
  7. Не пересылайте SMS-коды, особенно если вы их не запрашивали.
  8. Обязательно проверяйте рейтинг продавцов и отзывы покупателей.

Источник: Пресс-служба компании «Гарда»