28 июня 2024 г.

За последние семь лет доверие россиян к ключевым операторам персональных данных выросло. Больше всего жители России доверяют государственным интернет-сервисам (68%), банкам (62%) и интернет-магазинам (59%), меньше всего — мобильным операторам и сервисам электронных платежей (по 44%).

Аналитический центр НАФИ более 10 лет проводит исследования в сфере цифровой экономики и цифровой грамотности россиян. С 2017 года с ростом инцидентов по утечке персональных данных со стороны крупных операторов в фокус пристального внимания вошло отношение россиян к подобным рискам. Насколько сегодня россияне доверяют крупным компаниям и сервисам в сфере защиты персональных данных и как оценивают собственные навыки — показала новая волна исследования .

Сегодня в топ-3 наиболее надежных, по мнению россиян, операторов персональных данных входят:

  • государственные интернет-сервисы («Госуслуги», ФНС, сайты региональные сайты госуслуг и др.). Две трети жителей страны считают, что там их персональные данные защищены очень хорошо (68%);
  • банки (62%);
  • крупные маркетплейсы (59%).

Меньше россияне доверяют отечественным интернет-гигантам, предоставляющим доступ к почтовым, музыкальным и другим сервисам (уровень доверия — 57%). Международные интернет-компании и сервисы (по 47%), а также российские мобильные операторы и сервисы электронных платежей (по 44%) оцениваются как наименее надежные.

В динамике последних 7 лет доверие жителей России ключевым операторам персональных данных в интернете уверенно росло.

Самые высокие темпы роста доверия показали маркетплейсы — причем, как российские (рост доверия с 25% до 59%), так и зарубежные (с 22% до 47%). А самый низкий темп роста доверия за семь лет — у банков (с 58% до 62%), однако общий уровень все годы остается относительно высоким и позволяет занимать лидирующие позиции среди операторов персональных данных в интернете. Мобильные операторы, напротив, за последние несколько лет потеряли позиции в этом топе.

Таблица 1. «По Вашему мнению, насколько хорошо или плохо защищены персональные данные в следующих организациях?», % от всех опрошенных (суммарная доля положительных ответов (скорее хорошо + защищены полностью)

2017 г.

2021 г.

2024 г.

Государственные интернет-сервисы (например, сайт Госуслуги)

52

59

68

Банки

58

53

62

Российские интернет-магазины
(Ozon, Wildberries)

25

28

59

Российские интернет-компании
(Яндекс, Mail.ru)

28

37

57

Международные интернет-компании (Google, Twitter, TikTok)

27

35

47

Зарубежные интернет-магазины
(Aliexpress, Amazon и др.)

22

28

47

Мобильные операторы

33

34

44

Сервисы электронных платежей
(Ю.Касса, PayKeeper и др.)

27

38

44

Однако у роста доверия операторам персональных данных есть и негативная сторона. Опрошенные все чаще снимают с себя ответственность за обеспечение безопасности своих персональных данных, одновременно говоря, что им не хватает знаний о том, как контролировать и защищать свою личную информацию в интернете .

Так, доля тех, кто согласен с утверждением «Безопасность моих персональных данных в интернете должны обеспечивать владельцы сайтов, провайдеры сервисов, государство, а не я сам» за 7 лет выросла на 13 п.п. (с 55% до 68%). А доля тех, кто уверен в том, что может сам защитить свои данные, сократилась на 4 п.п. с 44% до 40%.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ, рассказывает: «Недавно нами были представлены результаты тестирования цифровых компетенций сотрудников российских компаний на платформе „Цифровой гражданин“. Они отчетливо показывают, что тема работы с персональными данными является одной из наиболее проблемных компетенций сотрудников. На наш взгляд, именно отсутствие нужных знаний, навыков и установок в этой сфере приводит к тому, что одни люди слишком просто делятся своими персональными данными в интернете, а другие — слишком просто относятся к защите получаемых данных. Все это рано или поздно приводит к инцидентам кибербезопасности. Поэтому сегодня нужны не только инвестиции в совершенствование программ и технологий, но и в обучение людей цифровой грамотности, прежде всего, грамотному обращению со своими и, особенно, с чужими персональными данными.

Аналитический центр НАФИ уже работает в данном направлении и дал старт серии вебинаров, посвященных цифровой грамотности и киберустойчивости компаний. Первое мероприятие было посвящено правилам защиты и обработки персональных данных в 2024 году. Информацию о темах других вебинаров, времени и дате их проведения вы сможете найти на сайте Аналитического центра НАФИ».

Методология: всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в мае 2024 г. Опрошены 1600 россиян старше 18 лет из всех регионов РФ. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%.

Таблица 2. «Вы согласны или не согласны со следующими утверждениями?», % от всех опрошенных

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2021 г.

2023 г.

2024 г.

Я обладаю достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою личную информацию
в Интернете

44

38

34

32

43

40

Безопасность моих персональных данных
в Интернете должны обеспечивать владельцы сайтов, провайдеры сервисов, государство,
а не я сам

55

62

61

62

63

68

Источник: Пресс-служба НАФИ