3 июля 2024 г.

В последнее время ряд участников рынка предлагают ужесточить наказания за нарушения требований к уровню локализации продукции. Эти предложения процитированы в СМИ и представлены как позиция отрасли.

Считаем, что ужесточение наказаний при размытости нормативных требований и низкой эффективности механизмов контроля приведет к повышению рисков для всех без исключения компаний, независимо от их добросовестности. Мы видим множество судебных процессов против предприятий и их руководителей, некоторые сопровождаются арестами. Если наказания будут ужесточены, то компрометация конкурентов, в том числе с использованием СМИ, выйдет на более высокий уровень эскалации.

Позиция АРПЭ

Считаем, что для государственного регулирования неотвратимость наказания важнее жесткости.

Неотвратимость обеспечивается четкостью требований государственного регулирования и эффективностью механизмов контроля.

В настоящее время требования 719 ПП к уровню локализации формируются стихийно по предложениям отдельных компаний или консорциумов в отрыве от планов технологического развития отрасли. Необходимо систематизировать подходы к формированию требований по уровню локализации. Соответствующие предложения АРПЭ были подготовлены в 2020 году и сохраняют актуальность.

Для повышения эффективности механизмов контроля предлагаем раскрыть в ГИСП структуру оценки, которую дают эксперты ТПП, по составу технологических операций и вкладу российских компонентов в эту оценку. Также для продукции, внесенной в реестр российского происхождения, предлагаем указывать в ГИСП объем продаж на рынках, регулируемых по 44 и 223 ФЗ (рынки государственных закупок и государственных компаний). Соответствующей статистикой обладают уполномоченные государственные регуляторы, и она, по нашему мнению, не является конфиденциальной. Прозрачная картина по структуре локализованных операций и комплектующих вместе с объемами продаж оборудования, внесенного в реестр продукции российского происхождения, позволит оценить спрос на российские компоненты и производственные сервисы, станет основой для планирования инвестиций, проявит возможные злоупотребления и при этом не потребует дополнительной отчетности и других издержек со стороны компаний, пользующихся преференциями.

Форма и жесткость наказаний должны соответствовать составу и последствиям нарушения. Наказания должны корректировать деятельность компаний, но не подрывать доверие между участниками и нарушать инвестиционные планы. Чтобы пресечь нарушения требований к уровню локализации, достаточно исключения продукции из реестра. Другие формы наказаний, включая публичные обвинения компаний, тем более уголовные наказания, мы считаем не только избыточными, но и вредными для отрасли. Призывы к ужесточению наказаний в текущих условиях правовой неопределенности мы считаем недальновидными, а когда призывы наказаний направлены персонально против конкурентов — считаем их недобросовестными.

По этой же причине полагаем чрезмерной инициативу Минпромторга РФ о введении уголовной ответственности за ввоз немаркированной продукции (проект размещен на сайте, обсуждение проходило до 2 июля 2024 года).

Источник: Пресс-служба АРПЭ