4 июля 2024 г.

Сложности российских ИТ-компаний известны: масштаб задач огромен, людей не хватает, фонд оплаты труда растет ударными темпами. Развитие требует привлечения внешнего финансирования, а получить его проблемно: внешние рынки закрыты, на внутреннем рынке кредиты дороги, а государственный карман, из которого можно получать некоторые дотации, стремительно пустеет. Вывод очевиден: для привлечения средств, нужных для развития, российским ИТ-компаниям нужно осваивать новые финансовые инструменты.

Ряд грандов российского ИТ-рынка, предвидя такое развитие событий, занялись освоением разных инструментов для привлечения денег еще несколько лет назад. Некоторые компании — ПАО «Софтлайн», ГК «Астра», Positive Technologies, IVA Technologies, «Диасофт» и др. — уже вышли на IPO, причем достаточно удачно. Как отмечают аналитики «Монитора технологий», готовятся IPO «ИКС Холдинг», «Аквариус», Arenadata, Skyeng, «Селектел», IBS, НОТА.

Кое-что по IPO и некоторые его аспекты

IPO (Initial Public Offering — первичное публичное размещение акций) позволяет компании-эмитенту привлечь средства широкого круга инвесторов. Широта охвата в данном случае важна. В настоящее время на Мосбирже большинство инвесторов — физические лица, отметил Владимир Заполянский, управляющий директор Positive Technologies, выступая на HackDays-2024, а оценка общего количества денег на руках у населения находится в пределах 45-60 трлн руб. Компании заинтересованы в формате, упрощающем привлечение этих денег.

Важно, что в результате выпуска акций собственный капитал компании вырастает, а долговая нагрузка не увеличивается. Принято считать, что выход на биржу в дальнейшем облегчает компании проведение ряда действий, в частности слияний и поглощений. Реализованное IPO — особенно успешное — работает на имиджевую составляющую компании, привлекая внимание потенциальных клиентов, партнеров и даже возможных сотрудников.

В условиях дефицита специалистов системные активности, работающие на имидж компании среди сотрудников — как действующих, так и потенциальных — становятся важной задачей.

«IPO и программа мотивации сотрудников, когда они стали акционерами „Астры“, позволили нам еще сильнее сплотить команду и привлечь лучшие таланты», — говорит Елена Бородкина, финансовый директор «Группы Астра». Важность опционов — в данном случае: предоставления сотрудникам компании права приобретения акций этой же компании по оговоренной цене — для современного HR отмечают и другие игроки рынка.

«Наша мотивационная программа, которая в будущем вовлечет практически всех сотрудников ГК Softline, соответствует самым эффективным международным практикам и способствует привлечению и удержанию лучших квалифицированных специалистов в Группу, а люди — это наш основной ресурс, — говорит Владимир Лавров, СЕО ПАО „Софтлайн“. — Кроме того, программа синхронизирует интересы сотрудников, топ-менеджмента и остальных акционеров компании».

Процесс выхода компании на IPO — эффективный инструмент, но очень непростой. Он требует от компаний ряда существенных изменений, радикально повышающих открытость и прозрачность. Но о сложностях поговорим ниже, сначала рассмотрим успехи российских компаний.

Для российских компаний привлечение инвестиций открывает возможности для развития как продуктов, так и бизнеса в целом. «Выход на публичный рынок поможет значительно расширить границы нашего бизнеса: помимо увеличения доли рынка в сегменте корпоративного программного обеспечения для финансового сектора мы намерены существенно нарастить присутствие компании в крупных и перспективных сегментах — корпоративное программное обеспечение для всех отраслей экономики (решения класса ERP) и госсектора, системное программное обеспечение и средства производства программных продуктов». — говорит Александр Глазков, генеральный директор компании «Диасофт».

Успешные кейсы российских грандов

Показателен кейс «Астры», которая привлекла в результате IPO огромные средства. Совокупный спрос превысил предложение более чем в 20 раз по верхней границе ценового диапазона, по данным «Интерфакса», а число новых инвесторов в структуре акционерного капитала составило порядка 100 тысяч человек.

Заметим, что IPO проходило по верхней границы ценового диапазоне не только у «Астры». Например, так прошло IPO у IVA Technologies, которое состоялось в июне.

«Даже в условиях высокой волатильности на фондовом рынке размещение сопровождалось повышенным спросом со стороны розничных и ведущих институциональных инвесторов», — отметил Станислав Иодковский, генеральный директор IVA Technologies. Это показывает, уверен он, что стратегия развития выбрана верно, обеспечивая компании фундаментально сильный и инвестиционно-привлекательный кейс.

Косвенное, но выразительное подтверждение актуальности темы инвестиций в национальной экономике — повышенное внимание к соответствующим инструментам со стороны киберпреступников. Российские сайты, имеющие отношение к инвестициям, сегодня мошенники подделывают чаще всего, сообщает РИА «Новости»: с начала года на эти ресурсы пришлось более 60% от всех выявленных фишинговых ссылок, по данным совместного исследовании «Мегафона» и «Яндекс Браузера».

От IPO к SPO

Некоторые российские ИТ-компании, вышедшие на IPO, уже успели реализовать SPO (вторичное публичное размещение акций). Об этом, например, объявила корпорация Softline. Предложение в рамках SPO вызвало большой интерес инвесторов, отметила Александра Мельникова, директор по связям с инвесторами в «Софтлайн», что событие показывает высокий уровень интереса российских инвесторов к «хай-теху».

Вторичное размещение реализовала «Группа Астра», причем всего через полгода после IPO. «Прошло всего полгода, но даже за такой короткий период мы смогли продемонстрировать инвестиционному сообществу открытость и высокую эффективность бизнеса», — говорит Илья Сивцев, генеральный директор «Группы Астра».

Также компании практикуют дополнительную эмиссию акций.

Окончание следует

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News