5 июля 2024 г.
В начале июля «Ведомости» cообщили, что власти Москвы предлагают скорректировать условия предоставления ИТ-льгот по налогу на прибыль. В частности, применять данную льготу лишь к той части прибыли, которая не была направлена на выплату дивидендов. А также предоставлять льготу, если вложения организации в нематериальные активы и основные средства составили не менее 30% от льготируемой прибыли, а средняя заработная плата в организации составила не менее 120% от средней заработной платы в ИТ-отрасли в регионе. Свои предложения мэр Москвы Сергей Собянин направил на имя председателя Госдумы Вячеслава Володина.
Не всех, конечно, данное предложение обрадовало. Вот как прокомментировал эту инициативу член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин: «Налоговой маневр для ИТ-отрасли был утвержден еще в 2020 году, когда государство снизило ставку на прибыль ИТ-компаниям до 3%. Это позволило уже в 2021 году получить в бюджет страны дополнительные 42,5 млрд руб. Установление нулевой ставки налога на прибыль на фоне внешнего давления на российские компании также оказалось эффективным инструментом стабилизации российской ИТ-отрасли. В 2023 году выручка российских компаний достигла 5,5 трлн рублей, продемонстрировав рост на 43%. При этом в ряде сегментов дела оказались куда лучше среднего значения. Так, общая выручка дата-центров от аренды серверов в 2023 году практически достигла 6,6 млрд. руб., а рост выручки Группы „Астра“ в прошлом году вообще установил абсолютный рекорд — 77%.
Цель действующих с 2020 года налоговых льгот — мобилизация отечественного ИТ-сектора на постоянное реинвестирование и обеспечение долгосрочного развития ИТ-продуктов. Сегодня прорабатывается вопрос установления налога на уровне 5%, а также выработки механизмов, обеспечивающих как более адресную, так и более эффективную поддержку ИТ-индустрии.
Основная проблема налоговых льгот в том, что часть „высвобожденной“ прибыли, действительно, могла быть направлена на выплату дивидендов, что никак не связано с изначальными целями установления новых ставок. Но не секрет, что у ряда компаний есть обязательства по выплате дивидендов, в частности у тех, кто вышел на IPO. Поэтому в этом направлении действовать нужно аккуратно. Ввиду того, что в отечественном ИТ-секторе пока что не развит рынок частного финансирования, компании, как правило, вынуждены развивать свои продукты самостоятельно. Часть средств либо сразу реинвестируется, либо сохраняется в фондах организации. Важно предусмотреть, чтобы предложенные изменения потенциально не простимулировали снижение объема реинвестирования».
Исполнительный директо АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин напоминает: «На прошедшем в июне ПМЭФ-2024 президент РФ заявил, что поддержка ИТ-сектора очень важна, поэтому налог 5% на прибыль ИТ-компаний необходимо обеспечить без ограничений до 2030 года. Это действительно важно, потому что после ухода зарубежных вендоров наши разработчики ощутили возросший спрос на отечественные решения. Вместе с этим, поступает много дополнительных требований по функциональной доработке решений, их совершенствованию. Но без инвестирования в разработку и рост компаний невозможно достичь технологического лидерства страны. Поэтому необходимо сохранять темпы развития отечественных ИТ-компаний, для того чтобы растить собственных национальных лидеров и обеспечивать дальнейший рост функциональности российских решений».
А вот что рассказал президент РУССОФТ Валентин Макаров: «Изменения налогового регулирования, предложенные правительством в 2024 г., приводят к увеличению налоговой нагрузки на софтверные компании сразу с двух сторон: вводится налог на прибыль в размере 5% (вместо ставки 0%, действовавшей в течение трех последних лет) и увеличивается ставка НДФЛ для высокооплачиваемых сотрудников (а это как раз и есть самые грамотные ИТ-специалисты). В обоих случаях в наибольшем выигрыше оказывается бюджет Москвы, поскольку именно в столице находятся офисы наиболее крупных софтверных компаний, которые естественно имеют самые высокие ставки зарплаты.
В целом, на Москву в 2022 г. приходилось 57,7% совокупного оборота компаний разработчиков программного обеспечения (при этом часть разработки осуществлялась подразделениями московских компаний в других городах России). Общий совокупный оборот московских компаний в 2022 составил чуть больше 600 млрд руб. Естественно, повышение ставки налога на прибыль и ставки НДФЛ приведет к дополнительным поступлениям в бюджет столицы, эти дополнительные поступления будут превышать суммарные дополнительные поступления в бюджеты всех других российских регионов».
«Судя по последним инициативам Правительства Москвы, эти рекордные для России поступления в бюджет столицы, которые будут собираться с ИТ-компаний, считаются недостаточными, а потому предлагается ввести дополнительные условия аккредитации софтверных компаний, еще больше снижающие их норму прибыли, — продолжает глава РУССОФТ. — К чему это может привести? Наверное всем известно, что банковское кредитование в России устроено таким образом, что софтверные компании в своей основной массе не имеют доступа к кредитованию в силу того, что их нематериальные активы (ПО) не могут быть нормально использованы в качестве залога. Это означает, что в условиях, когда Российский фонд развития ИТ в
«Куда же еще шла прибыль, заработанная софтверными компаниями и остававшаяся у них благодаря ставке 0% налога на прибыль? — задается вопросом Валентин Макаров. — По данным того же ежегодного исследования, 96% компаний индустрии тратят свои средства на обучение ИТ-специалистов (направляя своих сотрудников в ВУЗы и колледжи для преподавания и проведения практических занятий, принимая студентов на стажировки и выплачивая им заработную плату за работу в учебных проектах, финансируя подготовку и повышение квалификации своих сотрудников в учебных центрах). Эти расходы они не могут списать никаким образом, они делаются из прибыли. Если прибавить тот факт, что рост уровня заработных плат в ИТ-индустрии составляет в год
Попытки еще более закручивать „налоговые гайки“ для наполнения региональных бюджетов могут привести к обратному результату. Те регионы, которые видят в софтверных компаниях инструмент повышения высококвалифицированной и высокооплачиваемой занятости, могут вместо повышения ставок налогов предложить софтверным компаниям стимул для смены места регистрации в виде снижения ставки НДФЛ. Примеры такого подхода уже были и обсуждаются в настоящее время. Широкое распространение удаленной работы для ИТ-специалистов позволяет это делать безболезненно. Стоит ли в таких условиях нарушать достигнутый компромисс между индустрией и Минцифры, и „резать курицу, приносящую золотые яйца“» ?
К сказанному выше добавим: в октябре минувшего года в публикации «Какую часть своей прибыли ИТ-компании должны тратить на развитие?» председатель совета директоров «СерчИнформ» Лев Матвеев высказывал такое мнение: «Считается, что зрелая компания должна вкладывать в развитие своей продуктовой линейки не менее
Источник: IT Channel News