15 июля 2024 г.

Источник: РУССОФТ, июнь 2024 г.

К дискуссии о том, следует ли «прищучивать» тех разработчиков программных продуктов, которые слишком малую часть прибыли тратят на развитие (или, как иногда говорят, на Research and Development), а слишком большую — на дивиденды акционерам.

Прежде всего стоит отметить, что есть много других целей, на которые зрелый, стратегически мыслящий и социально ответственный разработчик ПО может потратить заработанную непосильным трудом прибыль. Каких именно? Вот что рассказал нам на этот счет один отечественный генеративный ИИ, попросивший не называть его имя при публикации ответов на вопросы.

Первый вопрос к этому генеративному ИИ мы сформулировали так: «На какие цели обычно расходуют прибыль компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения?». ИИ-разум практически мгновенно ответил на него следующим образом: «Прибыль компании, занимающейся разработкой программного обеспечения, может быть направлена на различные цели. Вот некоторые из них:

  1. „Инвестиции в развитие компании“ — прибыль может использоваться для финансирования новых проектов и исследований, расширения команды разработчиков, приобретения нового оборудования и технологий.
  2. „Маркетинг и продвижение“ — компания может использовать прибыль для продвижения своих продуктов и услуг, проведения рекламных кампаний, участия в выставках и конференциях.
  3. „Улучшение качества продукции“ — часть прибыли может быть потрачена на улучшение качества программного обеспечения, исправление ошибок и багов, добавление новых функций и возможностей.
  4. „Обучение и развитие сотрудников“ — компания может инвестировать в обучение и повышение квалификации своих сотрудников, чтобы обеспечить высокое качество разработки и конкурентоспособность на рынке.
  5. „Дивиденды для акционеров“ — если компания является акционерным обществом, то часть прибыли может распределяться в виде дивидендов между акционерами.
  6. „Резервный фонд“ — создание резервного фонда для защиты от возможных финансовых рисков и непредвиденных расходов.
  7. „Социальные программы и благотворительность“ — компания может выделять средства на социальные программы, поддержку местных сообществ или благотворительные проекты.
  8. „Оптимизация бизнес-процессов“ — использование прибыли для улучшения внутренних процессов, таких как управление проектами, контроль качества, управление рисками и т. д.
  9. „Исследование новых рынков и направлений“ — финансирование исследований и разработок в новых областях, которые могут привести к новым продуктам и услугам.

Это лишь некоторые возможные цели использования прибыли. В зависимости от стратегии компании и её приоритетов, распределение прибыли может варьироваться».

Второй вопрос был уточняющим: «Проранжируй эти 9 статей расхода по величине».

Ответ оказался достаточно осторожным: «Ранжирование статей расходов по величине может варьироваться в зависимости от конкретной компании и её приоритетов. Однако можно предложить следующий порядок:

  1. Инвестиции в развитие компании.
  2. Улучшение качества продукции.
  3. Обучение и развитие сотрудников.
  4. Маркетинг и продвижение.
  5. Создание резервного фонда.
  6. Оптимизация бизнес-процессов.
  7. Исследование новых рынков и направлений.
  8. Социальные программы и благотворительность.
  9. Дивиденды для акционеров.

Этот порядок является приблизительным и может меняться в зависимости от конкретных условий и стратегии компании».

Кроме того, создатели ИИ-разума письменно предупредили: «Модель может предоставить некорректную информацию». Что, кстати, очень напоминает часто цитируемый плакат «Не стреляйте в пианиста, он играет как умеют». Поэтому данные ответы мы показали главам ИТ-ассоциаций и топ-менеджерам некоторых компаний-разработчиками ПО и попросили их ответить на два вопроса:

  1. Как вы оцениваете «ИИ-список» целей, на которые разработчик ПО может потратить свою прибыль? Какие пункты в этом списке лишние, а какие следует добавить?
  2. В типичном ли порядке произвёл ранжирование статей расходов по величине ИИ-разум? Можно ли сказать, что данный порядок часто встречается у многих отечественных разработчика ПО?

Вот что сказал нам исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев: «Наша ассоциация проанализировала предложения Сергея Собянина и направила экспертное мнение по ним. Полагаю, что его инициативы в этот раз не получат поддержки законодателей». А потом добавил: «В настоящее время руководителей многих отечественных ИТ-компаний волнуют не столько оптимальные схемы распределения прибыли, которая, как правило, не очень высока, сколько более прозаические задачи:

  • уменьшение налоговой нагрузки;
  • бронь, отсрочки, ипотека;
  • вопросы трансфера финансов;
  • условия для экспорта (экспорт выкует качество лучше, чем меры госконтроля);
  • поддержка ИТ-образования (лучшие кадры сделают лучшие продукты).
  • и так далее... ».

С этим списком первоочередных задач полностью согласен исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин.

Директор по стратегии и развитию технологий Axiom JDK Роман Карпов поясняет: «Схема распределения прибыли связана со зрелостью рынка, на котором действует разработчик ПО. На каждом этапе развития — свои приоритеты расходов. Ситуация тут зависит от количества компаний на одном рынке. А также от размера и направлений бизнеса самой компании, числа её сотрудников и других параметров. Для компаний, разрабатывающих сложный программный продукт, и в особенности на рынке, где дефицит ИТ-специалистов, важнейшее направление — мотивировать разработчиков.

В целом ИИ хорошо справляется с задачами, которые часто встречаются в работе у многих людей и которые много обсуждают. В то же время, ИИ плохо работает, когда требуется много креатива и мало данных есть в интернете. Поэтому приведенные выше размышления генеративного ИИ отображают ситуацию скорее по крупным организациям и международному ИТ-рынку, где больше публичных компаний и больше данных можно найти в интернете».

По мнению генерального директора ГК ЛокИС Сергея Проскурина, «у отечественных разработчиков ПО схема распределения прибыли существенно зависит от того, кто именно принимает в компании ключевые решения»: «Если, к примеру, главой компании является её основатель, то он, как правило, верит в долгую и счастливую жизнь как своей компании, так и её главного продукта. И потому основную часть прибыли вкладывает в развитие компании; обучение и развитие сотрудников; улучшение качества продукции.

Если же основные решения в компании принимают наёмные менеджеры и портфельные инвесторы, то они, в большинстве своём, не думают о долгосрочной перспективе, но стремятся как можно быстрее „снять сливки“. В том числе, за счет направления достаточно большой доли прибыли на дивиденды для акционеров.

Что же касается расходов на маркетинг и продвижение, то они тоже необходимы. Особенно тогда, когда компания только выходит на рынок. Другое дело, как именно осуществлять эти расходы. В своё время очень эффективным инструментом маркетинга была выставки Softool ведущие свою историю с 1990 г. В рамках этих выставок свыше 25 лет проходили очень продуктивные встречи разработчиков программных продуктов с потенциальными потребителями этих продуктов.

Многие же современные ИТ-выставки и ИТ-конференции больше похожи на театрализованные шоу, где упор делается на красочные плакаты и прочие привлекающие внимание атрибуты, но деловая часть программы включает не столько диалоги, сколько монологи... При этом надо понимать, что во все времена были и есть предприниматели, которым совершенно все равно, как зарабатывать деньги. Но всегда были и есть творцы, для которых главное — реализация своих идей. Отсюда и глубина планирования: если у первых она составляет год-два-три, то у вторых — 5-10 лет, а то и более... На мой взгляд, не надо ставить цели типа „создать прорывные технологии“. Они не создаются по заказу. Ни за какие деньги. Это всегда случай! Совпадение обстоятельств.... Но, конечно, важно, чтобы обстоятельства сложились в нужное время и в нужном месте...»

«Возникла парадоксальная ситуация, — продолжает Сергей Проскурин. — С одной стороны, в нашей стране разработано свыше 20 тысяч разнообразных программных продуктов, которые внесены в Реестр отечественного ПО. С другой стороны, перед потребителем встает практически неразрешимая проблема выбора наиболее подходящего из них. Как правило, выбирают те продукты, названия которых широко известны, независимо от их реальных потребительских качеств. Даже, если они имеют не лучшую репутацию. С третьей стороны, в Реестр отечественного ПО внесено немало продуктов, которые, по сути, таковыми не являются, поскольку имеют одну-две реализации и пару лет опыта использования. Это не значит, что эти продукты не качественны. Просто их качество не подтверждено длительной эксплуатацией.

Поэтому ещё в прошлом году мы просили Максута Шадаева рассмотреть наше предложение об организации „Испытательного стенда отечественных программных решений“ на базе ЦКИТ ФГАУ НИИ „ВОСХОД“ для получения объективной независимой информации о качестве продуктов, присутствующих на рынке. Но конструктивного ответа на наше предложение пока не получили. Разумеется, при выборе того или иного программного продукта или ПАКа собственники предприятий и его специалисты, хорошо разбирающиеся в информационных технологий, ориентируются, в первую очередь, на технические и эксплуатационные характеристики. Что же касается чиновников и наёмных топ-менеджеров, то они в большинстве своём ориентируются на объёмы продаж, выраженные в натуральных и/или денежных единицах и, увы, не всегда тесно связанных с качеством продукции».

Из нашего опроса выяснилось, что мало кто из топ-менеджеров готов по существу рассказать о типичной и/или желательной структуре распределения прибыли у компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения. Наиболее распространенный ответ на этот вопрос был таков: «У всех всё индивидуально...». Впрочем, у любой компании схема распределения прибыли (даже в весьма общем виде) — достаточно конфиденциальная информация. Возможно, именно поэтому далеко не все решаются на этот счёт порассуждать...

Пример из зарубежной практики

Едва ли на отечественном ИТ-рынке есть ИТ-компании, чистая прибыль которых настолько велика, что возникает ситуация, при которой расходы на маркетинг и продвижение продукции могут достигать 30% от расходов на исследования и разработки. А на мировом рынке такие примеры есть.

Так, например, 11 июня корпорация Oracle сообщила финансовые результаты за 2024 финансовый год (FY 2024), который завершился 31 мая 2024 г. Было объявлено, что за данный период общий доход корпорации (total revenues) составил 52,961 млрд. долл., а чистая прибыль (GAAP net income) — 10,467 млрд. долл. За этот же период затраты Oracle на исследования и разработки составили (по GAAP) 2,225 млрд. долл., затраты на маркетинг и продажи — 667 млн. долл., а общие и административные расходы — 367 млн. долл. В нашей стране нет таких ИТ-гигантов. Для сравнения: по оценкам РУССОФТ в 2023 году совокупный оборот всех российских софтверных компаний составил лишь 23,25 млрд. долл.

Источник: IT Channel News