17 июля 2024 г.

Главное достоинство *aaS-предложений в сфере ИТ заключается в предоставлении заказчикам возможности заменить крупные (но сравнительно редкие) транзакционные закупки регулярными, зато куда более скромными выплатами за оказываемые услуги. Но если перенос вычислительной инфраструктуры в облака движется в глобальном масштабе довольно уверенными темпами — особенно с учётом того, как непросто разворачивать на местах модный сегодня генеративный ИИ, — то в сегменте офисной печати множество клиентов продолжает твёрдо придерживаться ставших привычными за десятилетия форматов работы on-premises. В отечественных реалиях это ещё более актуально, — и потому взгляд зарубежных аналитиков на причины сложившегося положения дел может оказаться небезынтересен и для участников российского ИТ-канала.

С отвлечённой, академической точки зрения перенос печати и, шире, управления документооборотом в облако должен быть выигрышным решительно для всех сторон. Заказчик, как уже было сказано, от CAPEX переходит к куда более щадящим по абсолютной величине каждой транзакции OPEX; партнёры получают настроенных на долгосрочное сотрудничество постоянных клиентов; вендоры — возможность сконцентрироваться на высокомаржинальных корпоративных моделях принтеров и МФУ (именно те чаще всего востребованы поставщиками услуг, поскольку обеспечивают минимальную себестоимость отпечатка), сократив менее выгодное им производство массовых бюджетных устройств.

На практике же, как свидетельствует проведённое Quocirca исследование Cloud Print Services Landscape 2024, всего только 4% опрошенных западных компаний целиком полагаются в деле обеспечения своих потребностей в офисной печати на облачные услуги. Ещё 16% заявили, что намерены завершить перевод своего бумажного документооборота в облако не позже чем в 2026 г., а почти четверть — 26% — вовсе отвергают даже гибридную инфраструктуру печати, предпочитая по старинке принимать на баланс МФУ и принтеры и эксплуатировать их полностью собственными силами. Заметно более половины, 58% респондентов, собираются развёртывать в своих офисах (а не в облаках!) новые серверы печати в ближайшем году — и это только в среднем; если же рассматривать только клиентов с мультивендорными парками печатающей техники, а таких по понятным причинам большинство в сегменте СМБ, эта доля вырастает до 68%.

Тенденции на первый взгляд взаимоисключающие. С одной стороны, заказчики бесспорно осознают важность централизованного управления собственным документооборотом, — как раз об этом говорит стремление наращивать число серверов печати. С другой, речь идёт об установке таких серверов on premises, т. е. об увеличении нагрузки на собственные ИТ-отделы, о дополнительных капитальных расходах, о заключении контрактов на обслуживание печатающей техники с вендорами и/или интеграторами и т. п. Где, спрашивается, логика, — ведь перемещение уже централизованной, управляемой единым сервером, инфраструктуры печати в облако напрашивается в такой ситуации само собой?

Ответ на деле прост, — положительные стороны облачного ИТ в применении к подсистеме печати для заказчиков очевидны. Но в то же время их отпугивают отрицательные: 32% опрошенных опасаются за сохранность передоверяемых провайдерам облачных услуг данных, другие 25% главным препятствием на этом пути называют нехватку функциональности доступных им предложений, ещё 24% — чрезмерно (по их же, заказчиков, собственным оценкам) высокую плату за оказываемые услуги такого рода. Эксперты Quocirca подчёркивают, что поставщикам облачных услуг печати следует деятельнее убеждать потенциальных клиентов не только в высоком качестве предоставляемых сервисов и в надёжности своего периметра информационной безопасности, но и в обоснованности предлагаемых расценок — приводя для сравнения, скажем, максимально приближенные к реалиям конкретных заказчиков расчёты TCO приобретаемых по транзакционной схеме печатающих устройств.

Это тем более важно с точки зрения продвижения управляемых услуг печати в канале, что объективные предпосылки к их более широкому приятию налицо. Заказчики прекрасно осознают, насколько же транзакционная печать — недешёвое удовольствие: 49% опрошенных назвали администрирование локальных серверов печати серьёзным вызовом для своих ИТ-отделов, 42% пожаловались на сложности с поддержанием актуальных драйверов для принтеров и МФУ (особенно, очевидно, это выматывает ИТ-специалистов как раз в компаниях с мультивендорными парками), 38% — на риски, порождаемые эксплуатацией всё ещё находящихся в строю устройств печати, драйверы к которым производителями уже не обновляются.

Некоторый прогресс аналитики Quocirca, впрочем, фиксируют: если в 2023 г. в ходе аналогичного опроса главным барьером на пути перехода к облачным услугам печати 36% респондентов называли неуверенность в защищённости своих чувствительных данных на стороне провайдера, то в 2024-м эта доля снизилась до 32%. То же самое — и для неудовлетворённости предлагаемой облачными сервисами печати функциональностью (было 28%, стало 25%). Сдвиги небольшие, но если они выражают устойчивый тренд, то уже на горизонте 3-5 лет можно ожидать более широкого приятия облачных услуг печати заказчиками на Западе. Возможно, и российским поставщикам такого рода услуг, от вендоров до интеграторов, стоит обратить внимания на опыт зарубежных коллег, — очевидно ведь, что многие заботы и беспокойства клиентов в этом секторе ИТ-рынка сугубо интернациональны.

Источник: Максим Белоус, IT Channel News