29 июля 2024 г.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о повышении квалификации.
В ногу со временем
Мир меняется стремительно, и для успешной самореализации и карьерного роста крайне важно постоянно совершенствовать свои знания и навыки. На фоне технологических и социальных трансформаций вырос запрос россиян на высшее образование. В последние
В то же время показатели среднего специального образования остаются стабильными на уровне
В восприятии ценности и необходимости высшего образования наблюдается четкая возрастная дифференциация. О достаточности высшего образования (включая два высших и аспирантуру) чаще говорят россияне до 45 лет
Как правило, россияне со средним специальным (53%) и высшим (69%) образованием считают достаточным для себя имеющийся уровень образования. Тогда как россияне с неполным или полным средним образованием чаще ориентированы на более высокий образовательный уровень (среднее специальное —
Среди россиян, уже получивших или получающих диплом о высшем образовании, пятая часть (20%) не считают этот уровень достаточным для себя, в том числе 14% говорят о достаточности двух высших, 4% — об аспирантуре и 2% — о зарубежном колледже или университете.
Еще один фактор образовательных запросов — урбанизированность: чем больше размер населенного пункта, тем чаще его жители говорят о необходимости получения высшего образования (включая два высших и аспирантуру): 78% в Москве, Санкт-Петербурге vs. 44% на селе. Значительный разрыв (в 1,8 раза) в образовательных запросах между жителями крупных городов и сельской местности объясняется, скорее всего, более высокими требованиями рынка труда в крупных городах, где сконцентрированы рабочие места, требующие высокой квалификации и высшего образования; более широкими возможностями получения высшего образования в городах, а также более высокими карьерными амбициями у жителей крупных городов на фоне высокой трудовой конкуренции.
Учиться никогда не поздно!
За последние двадцать лет изменились также и представления россиян о том, как часто нужно повышать свою квалификацию, чтобы чувствовать себя уверенно на рынке труда. Две трети (68%, +19 п.п. к 2004 г.) сегодня считают, что делать это нужно не реже, чем раз в три года, в том числе каждый третий (35%, +12 п.п. к 2004 г.) уверен, что лучше ежегодно. С 2004 г. двукратно снизилась доля тех, кто вовсе не видит необходимости в повышении квалификации: с 16% до 8% в текущем замере. О том, что переподготовку надо проходить раз в пять лет, сегодня, как и двадцать лет назад, говорят 17% россиян. Все больше граждан осознает, что для сохранения конкурентоспособности необходимо постоянно обновлять свои знания и навыки, адаптируясь к быстро меняющимся условиям рынка труда.
О том, что «прокачивать» компетенции лучше как можно регулярнее, раз в год, чаще говорят россияне активного трудоспособного возраста
Чаще других о том, что квалификацию можно не повышать, говорят россияне с полным средним образованием и ниже
Лучшая инвестиция — в свое образование?
Трансформация взглядов россиян на необходимость регулярного повышения квалификации подтверждается и на практике. За последние пять лет процент тех, кто не занимался развитием своих компетенций, сократился с 52% в 2019 г. до 39% в 2024 г. В общей сложности переподготовкой занимались 60% россиян (2019 г. — 48%). Одновременно с этим на 10 п.п. выросла доля тех, кто повышал профессиональные компетенции в течение года или проходит обучение сейчас (2019 г. — 23%, 2024 г. — 33%).
Наиболее активно совершенствуются в профессии россияне
Наличие достаточных финансовых ресурсов существенно повышает вовлеченность россиян в процесс непрерывного профессионального развития. «Богатые» россияне в целом активнее развивают навыки (в течение последних пяти лет это делали 64% (vs. 41% в группе с низким доходом), причем делают это регулярнее: в течение года проходили курсы или программы 38% (vs. 19% в группе с низким доходом). Такие различия, по-видимому, связаны с наличием больших ресурсов для инвестирования в собственное образование, кроме того, граждане с хорошим материальным положением чаще занимают более высокие должности, к которым предъявляются советующие требования о переподготовке.
Но в большей степени на опыт переподготовки влияет уровень образования. Среди россиян с неполным средним образованием в течение последних пяти лет повышали свои профессиональные навыки 25%. Этот показатель среди граждан с высшим или неполным высшим образованием достигает 72%, в том числе 43% развивали компетенции в течение последнего года (vs. 8% в группе с неполным средним и
Хотя о важности регулярной переподготовки чаще говорят работники коммерческой сферы, на практике повышают квалификацию чаще специалисты бюджетной сферы, среди них каждый второй занимался этим в течение последнего года (51% vs. 43% коммерческих работников), а в течение пяти лет — восемь из десяти (82% vs. 74% коммерческих работников). Это может быть связано с более жесткими требованиями и лучшими возможностями для реализации программ повышения квалификации в государственном секторе.
Россияне о своей квалификации
Сегодня россияне чаще, чем когда-либо за время замеров с 2004 г., оценивают свою квалификацию как полностью соответствующую выполняемой работе (41%). В предыдущие годы так считали
Небольшая доля россиян (8%) считает свой уровень компетенций выше, чем требуется. А 6% признали, что им не хватает образования, квалификации для выполнения нынешней работы, граждане с неполным или полным средним образованием признают это в два раза чаще
В целом растущая самооценка соответствия квалификации работе говорит о повышении уверенности россиян в своих профессиональных навыках и компетенциях. Это может быть связано как с реальным ростом квалификации, так и с изменением ожиданий и требований к работникам. Более высокая самооценка квалификации среди мужчин, активных работников среднего возраста, а также граждан с высоким материальным достатком и образовательным уровнем, вероятно, отражает более выгодное положение этих групп на рынке труда, их более высокую конкурентоспособность.
Источник: Пресс-служба ВЦИОМ