31 июля 2024 г.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторинга об отношении россиян к предпринимательству.

Пора предпринимать!

Предпринимательство — один из ключевых факторов экономического и социального развития современного общества. Частная инициатива, креативность и готовность к риску предпринимателей являются мощным двигателем прогресса. Отношение россиян к предпринимателям, занимающимся мелким и средним бизнесом, значительно улучшилось за последние 15 лет. Доля граждан, положительно относящихся к предпринимателям, увеличилась с 79% в 2009 году до 92% в 2024 году (+13 п.п). Одновременно с 13% до 4% (-9 п.п.) сократилась доля негативно настроенных. Позитивное восприятие предпринимательства характерно для граждан из всех социально-демографических групп, что говорит о его широкой общественной поддержке.

Одновременно с этим с 2008 г. вырос и интерес наших сограждан к открытию частного дела. Во-первых, в два раза увеличилась доля тех, кто называет себя предпринимателями (2008 г. — 4%, 2024 г. — 10%). Рост числа предпринимателей подтверждают и официальные данные ФНС: в прошлом (2023 г.) году число индивидуальных предпринимателей (ИП) в России увеличилось на 378 тыс., до 4,3 млн., это почти на 10% больше, чем в 2022-м.[1]

Во-вторых, в текущем замере отмечен минимум тех, кто никогда не хотел свой бизнес (38%, в предыдущие замеры — 42-55%). В общей сложности почти половина граждан (2024 г. — 48%) когда-либо хотели или хотят сейчас стать предпринимателями, что на 5-14 п.п. выше, чем в период мирового экономического кризиса в 2009-2013 годах (34-43%).

Существуют устойчивые социально-демографические и экономические факторы, определяющие предпринимательскую активность россиян и интерес к ней:

  • Типичный предприниматель — чаще это мужчина (12% vs. 9% среди женщин), россияне активного трудоспособного возраста (25-44 лет — 15-16%), с высшим или незаконченным высшим образованием (15%), с хорошим материальным положением (17%), столичный житель (13%), активный потребитель сети интернет (14% vs. 2% среди «телезрителей»).
  • Типичный россиянин, который хотел раньше и хочет сейчас открыть свое дело, — это также чаще мужчина (28% vs. 20% среди женщин), россияне молодого (42-45% в группе 18-34 лет) или среднего (33% среди 35-44-летних), работающие в коммерческой сфере (32% vs. 22% среди бюджетников), жители городов-миллионников (33%).
  • Типичный россиянин, который никогда не хотел и сейчас не хочет заниматься бизнесом, — чаще это женщина (45% vs. 30% среди мужчин), россияне старшего возраста (63% в группе старше 60 лет), со средним образованием (46%) или ниже (53%), работники бюджетной сферы (50% vs. 30% среди сотрудников коммерческих организаций), а также жители села (45%) и те, кто предпочитает телевидение в качестве основного источника информации (70%).

В целом, наиболее активную предпринимательскую позицию занимают мужчины трудоспособного возраста, проживающие в крупных городах, имеющие высшее образование и высокий уровень дохода. Интерес к собственному бизнесу менее выражен у женщин и снижается с возрастом. Условный рубеж, вероятно, приходится на 45 лет. До этого возраста процент тех, кто передумал открывать, свое дело находится на уровне 13-16%, а после увеличивается до 23-25%. Опыт работы в коммерческой сфере также влияет на интерес к бизнесу, а в бюджетной, напротив, снижает его. Хотя, возможна и обратная связь, люди, которым интересен бизнес, в принципе чаще могут выбирать для себя коммерческие структуры, а не бюджет.

От слов к делу

Интерес россиян к предпринимательству конвертируется в практические шаги на этом пути. Реальный опыт открытия своего дела (вне зависимости от результата) имеют сегодня 28% россиян и это практически в два раза выше в сравнении с 2009 г. (15%). В том числе занимаются собственным бизнесом или его открытием 13%, показатель утроился за пятнадцать лет (2009 г. — 4%). Доля тех, кто никогда не вставал на путь предпринимательства и не собирается этого делать и сегодня (53%), и в 2009 г. (51%) составляла примерно половину опрошенных. Но за это время сократилось количество планирующих свой бизнес (2009 г. — 31%, 2024 г. — 16%), иными словами, россияне стали смелее и чаще предпринимают реальные шаги на пути к открытию своего дела. Растущая доля граждан, уже имеющих предпринимательский опыт, демонстрирует, что интерес к ведению собственного дела находит все больше практических воплощений в России.

Активность в сфере предпринимательства наиболее высока среди россиян в возрасте 25-44 лет, каждый пятый (19-21%) в этой возрастной группе в настоящий момент открыл или пытается организовать собственный бизнес (vs. 13% среди всех россиян). Данный возраст является пиком трудоспособности и экономической активности, когда люди наиболее мотивированы и готовы к риску. И вероятно, успех на этой стезе ждет не всех. В более старшей группе 35-59-летних достаточно высока доля тех, кто уже пробовал, но не смог организовать собственный бизнес — каждый пятый (21-22% vs. 15% в среднем по стране).

Наиболее амбициозна в плане открытия бизнеса молодежь до 24 лет — 40% в этой возрастной группе планируют заняться своим делом. А наименее склонны к предпринимательству граждане старше 60 лет: 79% в этой возрастной категории никогда не имели опыта открытия своего дела и не намерены этим заниматься в будущем. Гендерный аспект также играет свою роль: женщины чаще не имеют предпринимательского опыта и не планируют заниматься бизнесом (59% vs. 46% среди мужчин).

Нет предпринимательской жилки...

Основная причина, по которой россияне не хотят открывать свое дело, — личные установки (41% ответов от числа тех, кто не хочет заниматься бизнесом). В том числе 15% считают, что бизнес — не для них, 8% полагают, что это слишком проблемно, столько же имеют официальную работу и довольны ей, 7% не чувствуют в себе предпринимательскую жилку, а 3% предпочитают работать на государство. Часть россиян останавливают физические и возрастные ограничения — 26% ответов (возраст — 22%, проблемы со здоровьем — 4%). Примерно столько же сослались на нехватку материальных или других ресурсов — 23% ответов, причем в основном речь идет о стартовом капитале (21%), а не о времени (2%). Еще 11% ответов касались рисков, опасений, а 10% — нехватки знаний и опыта.

Системные, внешние институциональные факторы в ответах звучат реже. В качестве барьера к открытию своего дела в 15% ответов звучали неблагоприятные экономические условия (налоги, инфляция, высокие ставки по кредитам — 9%, большая конкуренция — 4%, нестабильность экономики — 2%). А в 14% ответов — неблагоприятный государственный климат (нестабильная обстановка в стране, бюрократия — по 3%, коррупция, давление властей, недостаточность господдержки, несовершенство законодательства — по 2%).

Таким образом, основное сдерживающее влияние на россиян оказывают внутренние психологические барьеры и ограничения, а также нехватка материальных ресурсов для открытия бизнеса. Институциональные же факторы, хотя и признаются в качестве барьеров, играют менее значимую роль.

Делаем ставки на торговлю

Предпринимательский интерес россиян чаще всего направлен на продажи, торговлю, открытие магазина (17% от числа тех, кто хочет открыть свое дело). В топ-3 вошли также сфера услуг (7%) и строительство (7%). По 6% назвали общепит, сельское хозяйство и производственный сектор. По 4% — сферу красоты, животноводство, автомобильный бизнес. Грузоперевозки, информационные технологии, пищевая промышленность, медицина, образование — эти направления набирают по 3%. Среди других ответов — швейное дело, недвижимость, кондитерские, сфера развлечений, творчество (по 2%). Еще 14% интересующихся бизнесом пока не знают, чем именно хотели бы заниматься.

«Мужскими» направлениями предпринимательства можно назвать IT (5% vs. 1% среди женщин), бизнес, связанный с автомобилями (6% vs. 1%), грузоперевозки (6% vs. 1%), строительство (12% vs. 1%) и сельское хозяйство (8% vs. 3%). А «женскими» — общепит (11% vs. 3% среди мужчин), сферу красоты (8% vs. 1%), швейное дело (5% vs. 1%).

Таким образом, наибольший интерес у россиян вызывают сферы торговли, услуг и строительства. Это традиционные, «низкобарьерные» отрасли, требующие меньших начальных инвестиций и, возможно, более понятные потенциальным предпринимателям.

Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ