2 августа 2024 г.
В январе 2024 г. ЦБ РФ обратился в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ООО «Производственная компания Аквариус» о взыскании неосновательного обогащения в размере 138 558 055 руб. 10 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 02 марта 2022 года по 29 декабря 2023 года в размере 26 293 763 руб. 53 коп.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями договора от 14.01.2022 ответчик обязался «передавать заказчику сертификаты, обеспечивающие доступ к технической поддержке технических средств производства компании Dell EMC, один раз в 12 месяцев в течение 3 лет». Цена договора составляет рублевый эквивалент суммы 5 903 790,30 долларов США, за каждый период — 1 967 930,10 долларов США.
Банк России исполнил свои обязательства в части оплаты услуг за первый период, в сумме 150 516 936,91 рублей (рублевый эквивалент стоимости годового обслуживания).
Заключая договор с ответчиком, Банк России исходил из возможности «получения технической поддержки технических средств производства компании Dell EMC, на которую был приобретен сертификат, в течение всего срока его действия».
Но с 2 марта 2022 г. у авторизированных работников Банка России прекратился доступ к сайту компании Dell EMC и была утрачена возможность скачивать обновления и работать с запросами, направляемыми в службу технической поддержки.
Напомним, что 27 августа 2022 г. Dell Technologies Inc. заявила, что прекратила все операции в России после закрытия своих офисов в середине августа. Вендор приостановил продажи в нашей стране еще в феврале, сообщив, что будет следить за ситуацией, чтобы определить дальнейшие шаги.
Банк России направлял в адрес ответчика письма о необходимости в кратчайшие сроки возобновить предоставление услуг по договору, а в случае невозможности — произвести возврат денежных средств. Ответчик уведомил клиента о невозможности исполнения обязательств по Договору ввиду прекращения компанией Dell Technologies предоставления любых услуг, в том числе услуг технической поддержки, на всей территории Российской Федерации.
Как отмечено в материалах дела, введенные со стороны США санкционные ограничения повлекли невозможность исполнения Договора ООО «ПК Аквариус» с 02.03.2022 до окончания установленного Договором срока предоставления услуг, в связи с чем Договор фактически прекратил свою юридическую силу. При таких обстоятельствах у ООО «ПК Аквариус» отсутствуют основания для удержания денежных средств в размере стоимости неоказанных услуг.
Целью заключения Договора являлось не приобретение сертификата как товара, а получение услуг технической поддержки технических средств производства компании Dell EMC в течение установленного периода. Сам по себе сертификат, полученный Банком России от ответчика, не имеет потребительской ценности, а является производным документом к договору. Ответчику была известна цель, для которой сертификат на техническую поддержку технических средств производства передавался Банку России, поскольку он был получен непосредственно от него. Следовательно, блокировка доступа к технической поддержке в течение согласованного срока ее предоставления является нарушением со стороны ответчика условий Договора, считает арбитражный суд.
Ответчик же полагает, что посредством приобретения и активации сертификата у Банка России возникли самостоятельные правоотношения с компанией Dell EMC, связанные с оказанием услуг по технической поддержке, в которых ответчик не участвует. В связи с чем, по его мнению, ООО «ПК Аквариус» не несет ответственности за непредоставление услуг технической поддержки по Договору, поскольку такая ответственность перед конечным пользователем лежит на компании Dell EMC.
Но суд исходил из того, что исковые требования Банка России основаны на Договоре, заключенном с ООО «ПК Аквариус», принявшим на себя обязательства. Компания Dell EMC стороной правоотношений между истцом и ответчиком не выступала, в подписании Договора не участвовала, оплату за сертификат не техническую поддержку программных продуктов от Банка России не получала, обязательств перед истцом не принимала. И несмотря на то, что непосредственное оказание услуги по технической поддержке программных продуктов для истца в силу Договора было возложено ответчиком на компанию Dell EMC, ответственность за надлежащее исполнение обязательств компанией Dell EMC перед истцом все равно несет ответчик.
Кроме того, суд счел, что нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника (в данном случае Dell) не является форс-мажором.
В итоге арбитражный суд решил исковые требования удовлетворить частично, взыскать с ООО «Производственная компания Аквариус» в пользу ЦБ РФ неосновательное обогащение в размере 138 558 055 руб. 10 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 14 626 416 руб. 07 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму 138 558 055 руб. 10 коп. Итоговое решение суда опубликовано на сайте 25 июля.
«Решение суда первой инстанции отражает одну из двух противоположных позиций, сложившихся на текущий момент в правоприменительной практике. „Аквариус“ придерживается альтернативного мнения и будет отстаивать его в апелляции», — сказали «Ъ» в пресс-службе компании. ЦБ от комментариев отказался.
Источник: IT Channel News