5 августа 2024 г.
Как показал опрос Gartner, 76% преобразований в логистике не достигают полного успеха, не вписываясь в отведенный бюджет, сроки или требуемые показатели эффективности (KPI). При этом опрос также показал, что если руководители логистических служб умело реагируют на сопротивление команды и обеспечивают обратную связь, шансы на успех запускаемых инициатив трансформации возрастают на 62%.
«Руководители служб логистики часто реагируют на сопротивление, напирая на срочность и избирая директивный стиль руководства, что не только не эффективно, но по сути контрпродуктивно, — пишет в пресс-релизе Снигдха Деваль (Snigdha Dewal), старший научный сотрудник практики Supply Chain в Gartner. — Вместо этого им следует вовлекать свою команду в процесс с самого начала, рассматривая фактор сопротивления как ресурс, а не проблему, и действовать исходя из обратной связи, корректируя планы преобразований и пути их реализации. Опираясь на коллективный вклад, они значительно повысят шансы на успех».
Gartner провел глобальный опрос 306 руководителей логистики из организаций с годовым доходом 500 млн долл. и выше в ноябре-декабре прошлого года. Опрос показал, что более 80% респондентов предприняли четыре попытки преобразований за менее чем пять лет, т. е. примерно по одной в год, и внутреннее сопротивление переменам больше помешало осуществлению их инициатив, чем внешние препятствия (см. рис. 1).
Рис. 1. Основные трудности преобразований в логистике, отражающие сопротивление команды переменам
(легенда):
- черный = нежелание брать на себя новую работу
- синий = неприятие новых навыков и дополнительной сложности
- зелёный = сопротивление изменениям
(сверху вниз):
- Конкурирующие приоритеты внутри логистической службы
- Нет «запаса сил» в логистической команде
- Нет заинтересованности других затрагиваемых подразделений
- Нет требуемых навыков в команде
- Члены команды предпочитают оставить всё как есть
- Нет доступа к технологиям
- Задачи, связанные с трансформацией, слишком сложны
- Усталость от перемен и выгорание в команде
- Недостаточно бюджета
- Слабая коммуникация
- Нет поддержки со стороны руководства
- Плохое планирование
База опроса: 306 руководителей логистики
Вопрос: Что из перечисленного было главной трудностью реализации Ваших инициатив преобразований в логистике? (Можно выбрать несколько ответов.)
Согласно результатам опроса, 81% руководителей служб логистики считают, что преобразования необходимы и важны, но лишь 20% пришли к мысли рассматривать сопротивление команды как ресурс и использовать коллективный вклад команды, чтобы улучшить результаты преобразований. Такой подход повысил шансы на успех инициатив на 62%. В то же время, превалирующий директивный подход по принципу «делай как сказано» без привлечения к участию заинтересованных сторон снизил шансы на успех на 47%. (Эти цифры были получены методом регрессионного анализа действий и внутренней коммуникации, предпринятых организацией в ходе преобразований логистики в отношении персонала, и влияния этих мер на успех.)
«Сопротивление может быть продуктивным или непродуктивным, но руководителям следует перестать рассматривать его как препятствие, а начать воспринимать как источник ценных идей и научиться его использовать, — рекомендует Деваль. — Такой подход не только улучшит результаты управления проектами преобразований, но и повысит моральный дух персонала и поможет вскрыть новые конкурентные преимущества».
Три главных драйвера, лежащих в основе такого стиля руководства, следующие:
- Руководитель демонстрирует открытость. Он держит в голове цели, но при этом остается открыт для учета того, что узнаёт в ходе процесса.
- Заинтересованные стороны вовлекаются в процесс. Грамотный руководитель вовлекает сопротивляющихся членов команды, чтобы лучше понимать препятствия на пути и общую готовность команды к изменениям.
- Руководитель учится адаптироваться к ситуации. Он понимает неизбежность препятствий и часто сосредоточивается лишь на нескольких, наиболее важных аспектах. Неудачу можно рассматривать как сигнал о том, на что не стоит сейчас тратить усилия.
Источник: Пресс-служба компании Gartner