14 октября 2024 г.
Смартфонный сегмент российского ИТ-рынка демонстрирует завидную для многих других направлений динамику: так, за первое полугодие
Не той (эко)системы
В сегменте ноутбуков и настольных ПК на российском рынке доля отечественных брендов (пусть их продукты и изготовлены в основном из зарубежных комплектующих) уже вполне заметна. Однако, судя по всему, импортозаместить мобильные устройства технически сложнее, чем те же ПК, серверы или СХД. По той, в частности, причине, что для смартфонов, планшетов, умных часов и т. п. необходима отлаженная, развитая экосистема мобильной ОС и взаимоувязанных приложений для неё. Приземлить которые, в отличие от сборки ПК из комплектующих и даже от изготовления серверных системных плат, — задача крайне ресурсоёмкая.
«Китайские брендовые планшеты часто имеют более высокие технические характеристики, но при этом стоят дешевле, чем отечественные аналоги, — констатирует Шухрат Махмадиев, заместитель руководителя отдела управления проектами „Группы Астра“. — Это связано с низкими производственными издержками и ценовой политикой мировых производителей. Однако качество сборки и программного обеспечения у таких планшетов может быть хуже. В B2G- и B2B-сегментах заказчиков интересуют не только технические характеристики, но и защищённость используемого программного обеспечения. Здесь преимущество на стороне отечественных операционных систем, таких как Astra Linux, которые прошли необходимые проверки и сертификацию ключевых регуляторов».
По резонному замечанию Дмитрия Логвинова, руководителя отдела мобильных и персональных устройств Fplus, сам по себе смартфон уже давно не продаётся: «Критически важное значение играют операционная система и сформированная вокруг неё экосистема приложений. Поэтому, например, преимущественно продаются либо устройства Apple на iOS, либо смартфоны на Android; остальное — частности. К сожалению, отечественные мобильные ОС с точки зрения развития экосистемы пока сильно отстают».
Шухрат Махмадиев, заместитель руководителя отдела управления проектами «Группы Астра»:
С развитием цифровизации и стремлением государства к обеспечению информационной безопасности мы видим запрос на российские мобильные платформы. Получаем большое количество заявок на проведение пилотных проектов по ОС Astra Linux Mobile (версии ОС Astra Linux, адаптированной для смартфонов, планшетов и других мобильных устройств и предназначенной для мобильной работы сотрудников в защищенной корпоративной ИТ-среде). И тут ключевым моментом является то, что Astra Linux Mobile предлагает дополнительные уровни защиты для данных и коммуникаций. Это особенно важно при работе с конфиденциальной информацией и делает ее привлекательным выбором в организациях, где требуется надежная защита от утечек данных и кибератак.
Немаловажно, что Astra Linux для рабочих станций уже успешно внедрена и принята на снабжение в различных государственных учреждениях. Это позволяет заказчику легко перейти на мобильную платформу Astra Linux, т. к. сохраняется совместимость с уже используемым прикладным программным обеспечением и информационными системами. Такой переход значительно упрощает работу сотрудников и уменьшает затраты на обучение и адаптацию к новой системе.
Реклама ООО «РусБИТех-Астра», ИНН: 7726388700
Антон Бадаев, генеральный директор ООО «Элари АЙТИ», свидетельствует, что импортозамещение мобильных устройств — дело непростое, и прежде всего как раз из-за ПО: «Детские часы, разработкой которых мы активно занимаемся уже много лет, и любые другие мобильные устройства работают или на самописной ОС RTOS, или на ОС Android. Специалистов, которые умеют работать с RTOS, в нашей стране очень мало; в то же время устройства на этой ОС востребованы из-за привлекательной цены, так как система не слишком требовательна к аппаратной части, — но и возможностей у неё немного. Android в плане возможностей более вариативный, и специалистов побольше, но эта ОС требовательна к аппаратной составляющей, поэтому и устройства под её управлением будут стоить дороже, чем гаджеты на RTOS. Помимо ОС в самих устройствах, для качественной работы нужно организовывать серверную инфраструктуру, поддерживать её и развивать. Конечно, этим занимаются не все производители, потому что гораздо проще и дешевле использовать готовые решения, которые предлагают зарубежные фабрики. Но здесь возникает большой риск того, что через какое-то время устройства „превратятся в тыкву“ — или останутся без поддержки».
Как подтверждает Олег Епишин, директор по продажам «Инферит» (ГК Softline), на данный момент на российском рынке действительно доминируют смартфоны китайских брендов: «Это вызывает вопросы относительно темпов импортозамещения в данной области. Причины могут быть как технологическими, так и экономическими. Разница в процессе изготовления смартфона и ноутбука значительная. Чтобы заводским образом собрать смартфон, нужна линия другого, чем для ноутбуков, качества, принципиально иная степень автоматизации. В России же ёмкость рынка пока ставит под вопрос окупаемость инвестиций в оборудование — особенно при наличии дешёвых аналогов из Китая с высокой вариативностью».
Следующее, на что обращает внимание эксперт, — это финансовая сторона проблемы. Основной спрос приходится на бюджетные модели смартфонов: «Чтобы окупить инвестиции, нужны большие объёмы производства и продаж. При населении в 1,5 млрд человек на внутреннем рынке и ещё большем количестве на внешнем её можно обеспечить, а при населении в десятки раз меньшем такого рода процесс становится непосильной задачей. На один только премиальный сектор нельзя ориентироваться; он слишком узок. Ещё один фактор — компонентная база. Для персональных компьютеров существует большое разнообразие комплектующих. Процесс выбора компонентов, составления конфигураций для ПК и ноутбуков также существенно проще. Если говорить о смартфонах, то необходим собственный НИОКР и иной уровень компетенций специалистов. Производство смартфонов — это экономика масштабов. Основные заводы сконцентрированы в Китае. Такие бренды как Xiaomi достигли значительных успехов именно благодаря масштабам производства, наличию большой потребительской базы, эффективной логистике и поддержке государства».
Повышенную сложность импортозамещения мобильных устройств по сравнению с ПК и серверами Алексей Киселев, руководитель направления разработки операционных систем компании НТЦ ИТ РОСА, связывает с несколькими факторами: «Во-первых, в смартфонах более жёсткие требования к миниатюризации и оптимизации аппаратных решений для обеспечения высокой производительности при низком энергопотреблении. Во-вторых, программное обеспечение для мобильных устройств должно быть оптимизировано для работы с сенсорными экранами, камерами и широким спектром коммуникационных технологий. В случае с нашим смартфоном Р-ФОН, работающим на базе операционной системы РОСА Мобайл, мы использовали Linux как надёжную основу, что дало преимущество в плане безопасности и гибкости разработки. Однако наладить полное импортозамещение компонентов — задача гораздо более масштабная, особенно учитывая требования к процессорам, дисплеям и камерам, которые всё ещё в значительной степени импортируются».
Разработка конкурентоспособной мобильной операционной системы, продолжает эксперт, — ещё одна масштабная задача: «Доминирование Android и iOS устанавливает высокие барьеры для входа новых игроков из-за необходимости не только создать ОС, но и обеспечить экосистему приложений и сервисов, способную удовлетворить потребности пользователей. По данным StatCounter, на Android и iOS приходится около 99% мирового рынка мобильных ОС, что подчёркивает сложность конкуренции в этом сегменте. Мы пошли по пути создания ОС на базе Linux».
На сегодняшний момент развитие китайского рынка смартфонов таково, что осуществлять простую сборку в России экономически нецелесообразно, — об этом говорит Илья Назаров, генеральный директор ООО «Диджитал Маркетс»: «Точно найдётся более дешёвый китайский аналог с такими же характеристиками от узнаваемого аудиторией бренда. Количество брендов сейчас превысило все мыслимые пределы; нет смысла устраивать конкуренцию ради конкуренции. Необходимо разрабатывать российские устройства со значительной долей собственных комплектующих. Вот тогда можно будет и конкурировать, и выигрывать в этой конкурентной борьбе».
Как подчёркивает Андрей Ардашев, ИТ-архитектор линии внедрения Directum, импортозамещение в сфере мобильных устройств сегодня действительно сталкивается с серьёзными вызовами: «Нужно признать, что Россия существенно отстаёт в микроэлектронике, особенно в производстве современных процессоров и других ключевых компонентов. А создание конкурентоспособной альтернативы Android или iOS требует огромных ресурсов и времени. Вдобавок нельзя игнорировать и то, что российский рынок может оказаться недостаточно большим для окупаемости серьёзных инвестиций в разработку и производство. Для таких производств нужны глобальные масштабы».
С другой стороны, как справедливо замечает эксперт, дорогу осилит идущий: «Есть и позитивные аспекты. В России имеются сильная школа программирования и опыт создания сложных технических решений. Государство оказывает поддержку ИT-отрасли через налоговые льготы и гранты. Всячески делает акцент на технологическом суверенитете и задачах опережения, стимулирует взращивание и усиление научных и инженерных кадров и опережения. По моему мнению, реалистичный подход должен заключаться в поэтапном развитии: начиная с адаптации существующих современных (что важно) open-source решений и постепенно наращивая собственные компетенции в критически важных областях».
Продолжение следует
Источник: Максим Белоус, IT Channel News
erid: 2SDnjcj5BVd