7 августа 2024 г.

Увеличить
Рис. 1. Участие россиян в гражданских практиках в интернете (за последние к моменту опроса 12 месяцев) (в % от всех пользователей интернета в возрасте 14 лет и старше). Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 2. Гендерные различия вовлечнных в гражданские практики в интернете (в % от групп опрошенных от 14 лет и старше). Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 3. Обобщенное доверие гражданских практик в интернете (в % от групп опрошенных от 14 лет и старше). Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Интернет предоставляет широкие возможности для реализации общественных инициатив с целью решения социально значимых вопросов и организации взаимопомощи. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует вовлечение россиян в отдельные цифровые практики гражданского участия, нацеленные на обсуждение и решение различных локальных проблем, краудсорсинг / краудфандинг, а также помощь нуждающимся.

Исследование базируется на результатах репрезентативного опроса населения России в возрасте 14 лет и старше, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в августе—сентябре 2022 г. в рамках регулярного Мониторинга цифровой трансформации экономики и общества. Объем выборки — 10021 респондент, среди которых 8308 пользовались интернетом за последние три месяца к моменту опроса.

Главные выводы:

В рассматриваемые гражданские практики вовлечены 24% всех опрошенных пользователей интернета в возрасте 14 лет и старше (или 20% всех респондентов), и они заметно выделяются по показателям человеческого капитала. В частности, среди них больше доля граждан с высшим образованием (46 против 30% среди остальных пользователей интернета), представителей материально благополучных слоев населения (44 против 31%) и индивидов, которые владеют цифровыми навыками хотя бы на базовом уровне (50 против 24%). В этой категории респондентов выше концентрация людей с выраженным социальным альтруизмом и потребностью приносить пользу обществу (46 против 36%), а также креативностью (26 против 18%).

Справочно: Для определения этих качеств, важных для формирования социальной устойчивости, использовались утверждения из методики Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций: «Для меня важно делать что-то хорошее, полезное для общества» и «Я люблю экспериментировать и часто предлагаю новые идеи как на работе, так и в повседневной жизни». Респондентам предлагалось оценить, насколько каждое из этих описаний похоже или не похоже на них по шкале от 1 до 7, где 1 — «точно не похоже», а 7 — «точно похоже». В целях однозначности интерпретации упомянутые качества приписывались респондентам, если они выбирали коды 6 или 7.

Самой распространенной из изученных гражданских практик оказалось участие населения старше 14 лет в интернет-группах местных сообществ (например, жильцов дома, района и т. п.) (13%). Для сравнения: использование цифровых инструментов для прямой коммуникации с органами власти с целью привлечения внимания к волнующим их общественным проблемам распространено слабее: 5% направляли или подписывали обращение, жалобу или петицию. Каждый двенадцатый пользователь интернета (8%) делал пожертвования нуждающимся категориям граждан через различные цифровые площадки. Некоторые участвовали в краудфандинговых практиках: 2% переводили деньги для поддержки какого-либо бизнес-проекта или идеи. Такая же доля пользователей размещали информацию о собственном проекте для привлечения финансирования или поиска помощников, исполнителей (рис. 1).

В целом отдельные группы демонстрируют предпочтения разных форм гражданской активности, что и обусловливает низкий уровень вовлеченности в конкретные практики. Среди членов интернет-групп местных сообществ выше доля жителей городов-миллионников по сравнению с вовлеченными в другие практики (38 против 25–30%).

Участием в таких сообществах, как и оказанием помощи нуждающимся, направлением обращений в органы власти, чаще занимаются женщины (рис. 2).

В группах участников краудфандинговых и краудсорсинговых практик наблюдается небольшой перевес в сторону мужчин, которые составляют 58% среди респондентов, финансировавших такие проекты, и 53% — среди тех, кто размещал информацию о своем проекте с целью привлечения ресурсов для его реализации. Также в эти две практики активнее вовлечены молодые интернет-пользователи 14–29 лет, доля которых достигает в них 55 и 46% соответственно (против 29–31% в других практиках).

Помимо социально-демографических различий участники практик гражданской активности в интернете различаются между собой по уровню обобщенного (социального) доверия. Респонденты, которые помогают другим через интернет, сильнее склонны доверять людям по сравнению с участниками других рассмотренных форм гражданской активности (рис. 3).

Интересно, что обобщенное доверие не является обязательным предиктором любой формы благотворительности. Например, в исследовании, где среди участников благотворительных практик преобладали индивиды, которые осуществляли пожертвования при личном контакте, обобщенное доверие, наоборот, играло скорее отрицательную роль. Следовательно, данная мировоззренческая установка становится важной именно в контексте цифровой взаимопомощи, когда отсутствует прямой контакт с нуждающимся.

Резюме

Анализ результатов опроса показал, что вовлечение в цифровые практики гражданского участия связано с более высокими показателями человеческого капитала (высшим образованием, материальным благополучием и развитыми цифровыми навыками), склонностью к социальному альтруизму и креативностью, т. е. эта деятельность является способом реализации своего человеческого потенциала. Индивидуальные потребности и образ жизни влияют на предпочтение одних практик другим. В результате категории участников конкретных практик слабо пересекаются между собой. Однако в общей сложности доля этой группы среди пользователей интернета в возрасте 14 лет и старше весьма существенна — почти четверть, и на фоне развития цифровых навыков населения очевиден дальнейший потенциал для ее увеличения.

Источники: результаты проекта «Мониторинг цифровой трансформации экономики и общества» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Источник: Валентина Полякова, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ